Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Когда закладывается наш культурный код?



Где его начало? Когда он появляется?

1. Прежде всего, в семье:
- Ребёнок мигом понимает, что родители не просто партнёры, но начальники. Они командуют, требуют подчинения. Отец командует матерью и она слушается. Отсюда закладывается стереотип подчинённости одних другим. "А подчиняется Б", "В подчиняется Г", "А,Б,В подчиняются Г". Так устроен мир. Это правильно. От этого спокойно на душе - когда есть чёткая иерархия. Тебя всегда защитят. Здесь закладывается специфическая для русского человека констелляция таких психических "помещений" как "отец" и "начальник". "Отец" обязательно "начальник", а когда появится "начальник", он должен быть вроде "отца". Может требовать, поощрять и наказывать. Этакий господин. Барин.
- Есть "свои" и "чужие". "Свои" всегда хорошие и не страшные, а "чужие" плохие и страшные. "Своим" всегда надо помогать - и они тебе помогут. Отсюда начинается "свояченичество".
- Есть "доброе" и "злое". Те, кто "злые" - "чужие". А "чужие" могут быть и "злые" и "добрые". "Добрые" только "свои". Связь "своих" и "доброты".
Когда мама наказывает, она становится в этот момент не только "злой", но и "чужой". Надо подчиняться более "сильным", иначе накажут. Следует добавить, что и в случае наказания, даже если и "чужое", то все равно несёт материнские или отцовские черты. Отец жестокий, но все равно отец.
Впоследствии это отношение будет развито и перенесено на власть.
- Есть "сильные" и "слабые". "Сила" не обязательно связана с "добротой".
- Оппозиция "истина <-> ложь". "Истина" - хорошо, за "ложь" наказывают.
- Дед Мороз дарит подарки. Архетип "чудо": необъяснимое + приятное + "халява". В жизни нужно искать "чудо". Чтобы всё доставалось бесплатно. Этот архетип русский человек пронесёт через всю свою жизнь. Впоследствии от него отпочкуется "халява", которая перенесётся даже на христианские воззрения в случае возможного воцерковления.

2. В русских сказках, которые читают маленькому ребёнку:
- В большинстве сюжетов русский код находится в "снятом виде". А иногда и в открытой форме. Младший сын всегда более успешен. Золотая рыбка. Скатерть-самобранка. Царствовать надо лёжа на боку. Круто лежать на печи, а тебе всё придёт в руки.
- Дальнейшее развитие архетипа "чудо" (он же "халява" и "авось"). "Халява" - аналог русского "авось". Это когда получаешь всё даром, просто так, без труда.
- Архетип "героя". Который "злых" убьёт, "добрых" спасёт и женится на красавице (он у нас общий с Европой и Америкой, вспомним Голливуд)
- Есть "правильное" и "неправильное, метафизически "чистое" и "нечистое". Углубление оппозиции "доброе <-> злое".
- Углубление архетипа "чудо".
- Углубление архетипа "сила".

3. Ещё до школы:
- Родители наказывают за шалости => надо держаться всем вместе, чтобы противостоять им. "Своих" не сдаём!
- Начало формирования оппозиции "верность <-> предательство", который напрямую связан со "своими" и "чужими". Нужно быть "верным" "своим".
- взрослые всё время повторяют, что девочки слабые, их нельзя обижать. Значит, они ДРУГИЕ, не как мальчики. Это накладывается на архетип "чужие". Девочки - особенные, они из другого мира. С ними играть не надо, потому что у них неправильные игрушки. Не машинки и конструкторы, но куклы. Держите "сексизм")) Мальчики играют на своей половине комнаты детского сада, девочки - на своей. Когда я показал видео об этом англичанам, они были глубоко потрясены: "У нас все дети играют вперемешку". То есть уже на этом уровне у них культурный код другой. Англичане сделали предположение, что это воспитатели намеренно сепарируют детей, разгоняя их по разным сторонам комнаты. Воистину, другой культурный код!

4. В школе.
- Пункт 3 + помощь друг другу в списывании. Если не будем помогать "своим", то не продержимся.
- Русская литература. Нянечка хорошая, Му-му зря утопили.
- Меняются местами "халява" и "чудо". Получение "халявы" есть "чудо". Выясняется, что самих по себе "чудес" не бывает, но есть "халява", это то же самое)))
- Есть высшие ценности, которых все обязаны придерживаться. "Честное пионерское, красная звезда!"
Появляется архетип "святого" (идёт в связке с "низменным"). Таковым воспринимался Ленин в СССР, Христос до и после. Это "святое", его нельзя трогать. Оно также связано с архетипом "чистое", а в некоторых случаях - с "силой" и "начальством". Мы подЧИНяемся "Высшему". Так правильно. Так положено. Так "справедливо". "Святое" = "высшее"+"чистое"+"истина"+"справедливость"+"своё". Важно, что "святое" не связано с "законом", как на Западе (и в Ветхом Завете).
- Соединение архетипа "героя" и "святого". "Герой" как бы "свят", "святой героизм". "Герой" тот, кто противостоит "врагам", то есть "чужим".
- Архетип "друг": "свой" + "добрый".
- У учителей есть любимчики. Именно на этом примере окончательно оформляется понятие о "справедливости". Понятие о "свояченичестве" также обретает чёткие формы. Чтобы выжить в этом мире, надо быть "своим". То есть своего рода любимчиком. Нужно искать и опираться на "своих". Это выгодно. И это справедливо. Когда "чужой" имеет любимчиков, это несправедливо. Когда я - совсем другое дело))
- Понятие "справедливости" соединяется с понятием о "правоте" (праве). "Справедливость" выше "права". "Справедливость" включает "право". "Прав" тот, кто "справедлив", но не обязательно "справедлив" тот, кто "прав".
- Оппозиция "свояченичество <-> закон". "Закон" не так важен, он формален, далёк от жизни и им чаще всего можно пренебречь - когда очень нужно или просто хочется. Надо опираться не на "закон", а на "своих". И на понятие "справедливости".
- Оппозиция "закон <-> справедливость". "Закон" связан с "чужим", он, повторяю, далёк от жизни. Также он связан с "Начальником" (см. ниже). "Справедливость" связана со "своим". Внизу будет показана связь на примере.
- Окончательное оформление архетипа "верность". Теперь он включает в себя не только "своих", но и "силу" и "право". В защите "своих" надо применять "силу", имеем "право". Это понимает и ОМОН, разгоняя оппозицию)) В старших классах архетип "верность" начинает распространяться на девочек. Среди них могут быть "свои". Тем не менее, в целом это другой мир. Хотя бы потому, что у девочек другие уроки труда и свой туалет))
- Формирование архетипа "стая" ("коллектив"). Состоит только из "своих". Приходит понимание, что в коллективе задачи решать легче, чем одному. Архетип "стая" включает в себя "свои" и "верность". В малообразованных кругах обязательно включает в себя "силу". "Когда мы попёрли всей кодлой..."
Поскольку противостояние вызовам в коллективе легче, он более жизнеспособен, чем отдельный человек. Таким образом, "стая" "выше" отдельной личности. Личность наиболее раскрывается в коллективе, среди "своих". Вне "стаи" она себя не осознаёт. Русский человек остаётся в коллективе, даже находясь в одиночестве. Это резко отличает его от западного, у которого есть "я" и который остаётся в одиночестве, даже пребывая в коллективе.
- Окончательное формирование архетипа "силы". "Сила есть - ума не надо". "Сила" не связана со "справедливостью". Скорее, наоборот. Здесь дети (а потом и взрослые) разделяются на две большие группы:
а). Для одних тот, кто "сильный", тот и "прав". "Свои" "правы", вне зависимости от "справедливости". Типичный пример - кавказцы.
б). Для других "правота" ("справедливость") важнее "силы". Русские (конечно, не все).
- Появление важного для русского человека архетипа "Запад". Он укрепляется по мере участия в потребительском рынке, в турпоездках, общении с друзьями и т.д. - вообще в приобщении к западной культуре. Архетип имеет выраженный религиозный характер и занимает психическое "помещение" рядом с "Бог" и "начальство". Содержание варьирует, но кроме упомянутых "начальство" и "Бог" может заключать в себе "свои", "чужие", "истина", "высшее", "чистое", "святое", "право" и даже "халява"(*) - в зависимости от того, насколько сильны западнические настроения в окружении. Знаменательно, что по мере того, как в этом архетипе углубляются компоненты "истина", "начальство" и "свои", не только русские люди переходят в разряд "чужие" (а также "низменные", отчего к ним растёт презрение), но и отечественная власть, отчего к ней растёт иррациональная ненависть. Власть - и только она - оказывается виноватой в том, что русские люди "неправильные", то есть включают в себя "ложь", "низменное", "халява" и т.д (впрочем, в столь строгой форме логика обычно не осознаётся). Конечно, это в самом крайнем варианте.
Данный бессознательный комплекс резко отличает душу русского человека от европейца, у которого ничего подобного нет. У него "закон", "собственность" и "я", связанные с "высшим", "святым" и "свободой". У русского человека нет "я" (растворено в "стае"), нет "собственности" (растворено в "начальник"+"Бог"+"высшее" - помните крестьянское: "земля не частная, но Божья"? Это оно и есть, и никуда не делось) и нет "свободы" (как архетипа, его заменяет воля - "что хочу, то и ворочу", который неправомерно связывают со свободой).
- Фигура директора. Так появляется архетип "Высшего" "Начальника", который решает все вопросы. Этакий deus ex machina. Грозный и всемогущий, которого все боятся. И от которого надо держаться подальше. И поближе к кухне)))
"Высший" "начальник" связан с "законом". А потому может оказаться "несправедлив".

Именно с фигурой директора у кого появляется, а у кого углубляется психическое "помещение" "Бог". Оно добавляется к уже перечисленным "Отец" и "Начальник" и частично входят друг в друга. Бог-Отец, начальник это бог, и так далее.

Кроме того, "начальник" (или "высшее") связывается с архетипами "силы", "своего-чужого", и самое главное - "справедливости". От него ждут именно её. А не "закона" (в отличие от Запада).

Вот как всё это связано. Начальник у русского человека - тот, кто "силой" обеспечивает "справедливость". Тогда он "свой".
В случае констелляции "сила + закон" или "сила + несправедливость" "начальник" автоматически становится "чужим".
Вспомним рассказ А.П. Чехова "Злоумышленник" (https://ilibrary.ru/text/992/p.1/index.html). Там очень чётко показаны "свои" для крестьянина, в которых входит и почивший барин, который защитил бы героя от судьи. Судья же является откровенно "чужим", потому что реализует связку "закон + сила". Крестьянин понимает, что такое "сила", но "закон" для него не только "чужое", но и злое.
В связке они усиливаются, выступая в роли универсального врага. И реализует эту связку "начальник" (в данном случае судья). Но необходимость начальства вообще крестьянин признаёт. Необходимое зло.

Без "начальника" русский человек (как, впрочем, и все азиаты, включая японцев) чувствует себя одиноким, осиротевшим, беззащитным. Как ребёнок, которого бросил отец. Это касается и коллектива. Без "начальника" нет порядка, то есть "закона".
Это принципиально отличается от культурного кода европейца, у которого есть архетип "равенство". У русского такого нет. Всегда кто-то выше. Если мы не найдём, кому подчиниться, будет бардак. Русское общество всегда будет тяготеть к казарме.

Для нас принципиально важно, что находятся рядом психические "помещения" "начальник", "святой", "высший" и "сила". Отсюда русское подобострастие перед властью. Немцы относятся к власти похожим образом, но у них жесткая связь "начальник" и "закон" (порядок). И японцы тоже, но у них вообще всё другое. Как и мы, Япония это отдельная цивилизация. Часть света.


(*) Пусть не смущает нелогичность того, что наши западники обвиняют русских в пристрастии к "халяве" (то же самое, что лень), но при этом с "халявой" же ассоциируют "Запад". Этакая молочная река с кисельными берегами. Ведь делают это те же самые люди, но с трансформированным строем души. Отношение к "своим" меняется, а "халява" остаётся.

Для осмысления России создана отдельная группа "Общий Аршин. Другой взгляд на Россию" (https://www.facebook.com/groups/arschin). Там много аналитических текстов, написанных в лёгкой публицистической форме. Вступайте!
Tags: культура, психология, русское, феномен власти
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • То, что дети учатся лгать у взрослых - это заблуждение

    Как и любое рассуждение в духе "tabula rasa". Первая ложь появляется лет в 5-6, когда дети ещё не знают о лжи родителей. Дети лгут ради…

  • (без темы)

    Чем умнее мужчина, тем больше его способность любить других. Чем умнее женщина, тем больше её способность любить саму себя.

  • Война по русски

    Действия всех адмиралов (русских - Thor) демонстрировали приоритет стратегического мышления перед тактическим. Именно стратегия сохранения сил…

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments