Система Выживания не может позволить себе такую роскошь, как абстрактное искусство.
Отдельные умники у нас этим могут увлекаться, а большинство - нет. Для подавляющего большинства "современное искусство" (то есть принятое на Западе) останется маргинальным.
Большинство нутром чует, что "разумное, доброе, вечное" в искусстве нужно при выживании. Оно усиливает систему, хотя бы культурно.
Культура высокого типа, а равно деятели такой культуры необходимы Системе Выживания физически.
Нам физически не хватает Пушкина. И Левитана. И Бородина. И Толстого.
Почему?
Очень большой соблазн сказать, что, мол, люди, соприкасаясь с Высоким Искусством становятся чище душой. И потому, мол, им выживать легче.
Это полностью неверно. Выживание - само по себе, а чистота души - сама по себе. В этом смысле она, скорее, мешает. При выживании нужно быть сильным, а чистота души ослабляет человека.
Насколько много фашистов были знатоками литературы и искусства?
Это нисколько не помешало им зверствовать.
Приобщение к высокому развивает мозги, расширяет светлое поле сознания.
Это помогает людям, связанным с наукой и культурой в создании нового.
Но, возможно, только им.
Кроме того, есть ещё и чисто социологический аспект: образованное сословие (основной потребитель высокой культуры) имеет в нашей системе влияние на власть. И в плане общественного мнения, и посредством личных связей.
А основной массе зачем?
Выживать тяжело. Всем тяжело, и богатым, и бедным. Тяжело психологически, какая-то беспросветность. Сплошная борьба.
Но когда мы знаем, что есть Высокие Истины и Высокое Искусство, то преисполняемся сил выживать дальше. Нам это нужно. Это делает примитивную плоскую жизнь не одномерной, но разнообразной, многомерной.
Также, как тяжелым больным стало легче, когда в палату пришёл актёр Евгений Леонов. Они воспряли духом, им стало легче бороться с болезнью. И врач это мгновенно понял (https://iknigi.net/avtor-georgiy-daneliya/42314-bezbiletnyy-passazhir-georgiy-daneliya/read/page-16.html).
Не обязательно самому постоянно приобщиться, достаточно знания что это есть.
Кроме того, наличие творцов мирового уровня поднимает самооценку у большинства людей. Приятно принадлежать к великой нации. А раз самооценку - то и дух. Это, в свою очередь, позволяет спокойнее относиться и к трудностям жизни, и к творящейся вокруг несправедливости. А в системе, основанной на выживании, её более чем достаточно))
Потому так высоко и ценилось печатное слово в XIX и в XX веках. Потому за него так хватались. "А вдруг там нечто важное, и мы сможем понять, зачем это всё?" Это также создаёт многомерность нашего мира.
На Западе такого давно уже нет.
У нас всё общество спорило об "Онегине" и ждало новые главы с нетерпением.
Хотя, казалось бы - что всем этим богатеям до пушкинской выдумки? Ан и они тоже в Системе Выживания существуют.
Абстрактное искусство Систему Выживания ослабляет.
Ну посмотрел наш человек на это дерьмо. Легче ему стало?
Отдохнул душой?
В Системе Развития наоборот.
Высокое Искусство там уже не нужно. Il a fait son temps. Прошла его эпоха. Нет общественной потребности. Это хорошо показано в статье Максима Кантора "Кому нужно современное искусство или почему Херст обходит Модильяни и Рембрандта?" (http://znatech.ru/proekty/fbarrier/komu_nuzhno_sovremennoe_iskusstvo_ili_pochemu_herst_obhodit_modil_yani_i_rembrandta/).
Там люди не выживают как мы, а потому в Системе Развития/Самовыражения ценят прежде всего оригинальность самовыражения)))
Система Выживания всегда в этой Высокой Эпохе. И большинство из нас ждёт от творцов проявлений Высокого. И оно будет, в следующем поколении. Когда внуки олигархов почувствуют вкус меценатства. В Италии всё это было, начиная с XV века.
Journal information