Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Отношение к браку в России и в Европе


В Европе еще в средние века прочно утвердился обычай майората, то есть единонаследия старшего сына. Только он наследовал дом, землю и другую недвижимость своего отца. И, соответственно, только старшая дочь получала от своих родителей приданое в виде недвижимости. В те времена только мужчина, располагавший землей и капиталом, приносившими доход, достаточный для содержания семьи, мог вступать в брак, и только женщина, располагавшая соответствующим приданым, могла рассчитывать на замужество. Дробить земельные участки между разными детьми не было принято...

Поэтому младшие сыновья должны были изыскивать самостоятельные источники дохода: они поступали на военную службу, нанимались в батраки, уезжали за океан - в Америку (вся Латинская Америка была завоевана идальго - младшими сыновьями испанских дворян) или принимали духовное звание. Младшие дочери из дворянских семей поступали в монастыри, а из крестьянских или мещанских - нанимались в качестве домашней прислуги. Некоторые младшие родные или двоюродные сестры из дворян оставались жить при доме своих замужних сестер или женатых братьев в качестве дуэний при своих племянниках и племянницах. Если эти младшие сыновья и дочери (кроме принявших духовное звание) собственными усилиями сколачивали капитал, необходимый для создания семьи, они вступали в брак, но, как правило, довольно поздно. В Европе 17-19 вв. очень многие мужчины женились только после 30 лет, а женщины выходили замуж после 25 лет, а 10-20 % (иногда и больше) мужчин и женщин вообще никогда не вступали в брак.

Наиболее характерные черты такого (то есть западноевропейского) типа брачного поведения - это даже не количественное - поздние браки, высокий уровень окончательного безбрачия, принцип нуклеарной семьи, - а принципиально качественное отличие от брачной морали, существовавшей тогда и существующей теперь в большинстве стран мира.

В Западной Европе не считалось тогда (и, в общем, не считается и теперь), что не вступить в брак - это значит быть не таким, как все. «Старые холостяки» и «старые девы» никогда не были окружены презрением, как это было в азиатских странах или в России. Конечно, считалось, что лучше быть женатым или замужней, но с непременным условием - если ты в состоянии содержать семью. Вступление в брак людей несостоятельных иногда имело место, но это был более резкий вызов общественному мнению, чем отказ от брака вообще. Отчасти такая мораль сохранилась в западноевропейских государствах и странах, заселенных потомками выходцев из них (США, Канада, Австралия), до сего дня...

В России (как, впрочем, и в «восточных» культурах), брачная мораль уже в средние века резко отличалась от морали западноевропейской как по количественным, так и по качественным характеристикам.
Считалось, что вступать в брак нужно в раннем возрасте, независимо от того, есть ли у молодых необходимые средства для содержания семьи.

Не было майората: наследниками являлись все дети. Древнейшие памятники русского права не налагают никаких ограничений на предсмертную волю отца: «Как кто, умирая, разделит свой дом детям, на том и стоять»; такова основа наследственного права по Русской Правде. Закон не предполагает, чтобы при детях возможны были какие-либо другие наследники по завещанию.

Взгляды на брак, семью, детей своим происхождением и существованием обязаны комплексу социально-экономических факторов, в ряду которых - невозможность существования крестьянского хозяйства вне семейной формы.
Безбрачие (холостое состояние) даже в первой половине XIX в. рассматривалось как своего рода безнравственное поведение (кроме, конечно, «черного» духовенства ...).
Не вступить в повторный брак после развода или овдовения считалось почти так же плохо (для молодых мужчин и женщин), как никогда не вступать в брак. С точки зрения русского земледельца брак - важнейшее условие порядочности человека, его материального благосостояния и общественного веса. Вступление в брак - моральный долг.

«Неженатые мужчины, достигшие бракоспособного возраста, вызывали подозрительное и презрительное отношение. Их называли обидными прозвищами... Люди вслух, в их присутствии, бесцеремонно выражали свои догадки об их физическом уродстве как причине безбрачного состояния».
Невеселая судьба ожидала и незамужнюю женщину, которая девичеству всегда предпочитала самую плохую партию (о чем свидетельствуют многие русские пословицы).

Отсутствие необходимых средств не препятствовало вступлению в брак даже самых бедных людей, как, впрочем, и теперь это не является вызовом общественному мнению. Не было также принято обязательное проживание женатых детей отдельно от родителей сразу же после свадьбы (по принципу нуклеарной семьи на Западе) и считалось допустимым содержание первых за счет последних в течение нескольких первых лет брака. Вообще, вступление в брак не означало немедленного начала самостоятельной жизни. Поскольку в брак вступали подчас в очень раннем возрасте, то, по сути дела, молодые приобретали не столько супруга, сколько новых родителей. Собственно говоря, такое положение и сейчас считается нормальным, когда родители, поженив детей, продолжают заботиться о них и поддерживать материально (а впоследствии и их детей, то есть внуков). В обыденном сознании «нашего» человека сформировалось достаточно четкое представление о роли бабушек и дедушек в жизни подрастающего поколения. Мы принимаем как должное и зачастую осуждаем неучастие старшего поколения в осуществлении материальной и какой-либо другой помощи с их стороны.

Таким образом, наиболее характерные черты «российского» (восточного) типа брачного поведения, то есть его количественные характеристики - ранние браки, несостоятельность, совместное проживание с родителями и др., - порождали принципиально качественные его характеристики, отличающиеся от европейского типа брачного поведения.

Все это привело ко многим идеям современной российской брачной морали, идеям, исторически свойственным российскому менталитету:
- пренебрежительное отношение к «старым девам» или женщинам, предпринимающим неудачные попытки замужества (психологически мучительная проблема для женщины);
- скрытое презрение к разведенной женщине, повторно не вступившей в брак после развода;
- безразличное отношение к потомству со стороны мужчины, с легкостью оставляющего своих детей на иждивение и заботу матери (поскольку ему и оставлять-то нечего), и т. д.

На Западе сыновья, лишенные недвижимого наследства, вынуждены были больше рассчитывать на свои силы, что содействовало развитию индивидуализма и предприимчивости. На Востоке требовались другие психологические черты – умение ладить с многочисленными родственниками и подчиняться авторитету старшего, а затем умение навязывать свою волю младшим ради поддержания порядка в семье и хозяйстве. С этим же была связана и привычка рассчитывать на своеобразный гарантированный минимум, причитающийся каждому уже по праву рождения.

https://studme.org/266824/sotsiologiya/istoricheskaya_sotsiologiya_rossii_chast_1

"Немецкие колонисты на Волге отказались от своей привычной западной модели семейной организации, т. е. от «европейского типа» к середине XIX в., а возможно, уже и в конце XVIII в. При этом поволжские немцы не развили нового типа семейной организации, а стали ориентироваться на существовавший пример большой составной семьи своих русских соседей, приспособившись к условиям сельского хозяйства и деревенской организации, перейдя таким образом полностью на восточно-европейский или традиционный тип...
Очевидно, колонистам было удобнее проживать в большой составной семье, что облегчало ведение хозяйства и способствовало экономическому росту всей колонии. Проблема же острой нехватки земли, которая ощущалась еще в конце XVIII в., постепенно разрешалась переселением жителей колонии Гнилушка в новые дочерние колонии за Волгой на отведенные ей дополнительные земли".

https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-struktura-nemetskih-poseleniy-na-volge-v-seredine-xix-v-opyt-issledovaniya-kolonii-gnilushka-pfayfer
Tags: Восток - Запад, история, проблема развития, ценности выживания, цитаты
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Русское сплочение, невыгодное для власти

    Есть гипотеза, почему наши власти не используют ключевые достижения СССР, чтобы обставить их как всенародные праздники новой идеологической…

  • Царский путь России

    Что происходит в нашем обществе? Картина из мелких событий понемногу складывается. Система работает на то, чтобы сделать власть на всех уровнях…

  • Метафизика вседозволенности

    Россия отстаёт. Она не прошла важные этапы. И, заимствуя продукты и готовый результат у передовых, она не просто их использует. Они не выстраданы…

Buy for 500 tokens
Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта Qiwi: 4693 9575 5957 3030 ЮMoney 4048 0250 0064 1608 ВТБ24 4893 4702 9762 1986 (Я пользуюсь картами моих друзей, Сбер - Алексей Николаевич Ф, остальные Елена Дмитриевна К.)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment