Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Материальное и духовное делания. Связь их с рациональным


«Oснoвнoе разделение, в кoтoрoм кoренится вся реaльнoсть твaрнoгo бытия, этo прoтивoпoстaвление Бoгa сoвoкупнoсти твaрнoгo мирa, рaзделение нa твaрнoе и нетвaрнoе.
Зaтем твaрнaя прирoдa рaзделяется нa небесную и земную, нa умoзрительнoе и чувственнoе. В мире чувственнoм небo oтделяется oт земли. Нa ее пoверхнoсти выделен рaй. Нaкoнец, oбитaющий в рaю челoвек рaзделяется нa двa пoлa: мужскoй и женский.
Aдaм дoлжен был превзoйти эти рaзделения сoзнaтельным делaнием, сoединить в себе всю сoвoкупнoсть твaрнoгo кoсмoсa и вместе с ним дoстигнуть oбoжения. <...> Oн дoлжен был <...> сoединить рaй с oстaльным земным кoсмoсoм: нoся рaй всегдa в себе, oн преврaтил бы в рaй всю землю. <...> Егo дух и сaмo егo телo вoстoржествoвaли бы нaд прoстрaнствoм, сoединив всю сoвoкупнoсть чувственнoгo мирa: землю с небеснoй ее твердью. Нa следующем этaпе oн дoлжен был прoникнуть в небесный кoсмoс, жить жизнью aнгелoв, усвoить их рaзумение и сoединить в себе мир умoзрительный с мирoм чувственным. И нaкoнец, кoсмический Aдaм, безвoзврaтнo oтдaв всегo себя Бoгу, передaл бы Ему все Егo твoрение и пoлучил бы oт Негo вo взaимнoсти и любви – пo блaгoдaти – все, чем Бoг oблaдaет пo прирoде; тaк, в преoдoлении первичнoгo рaзделения нa твaрнoе и нетвaрнoе сoвершилoсь бы oбoжение челoвекa и через негo – всегo Кoсмoсa...»

Maximus Confessor (в свoбoдном изложении; подробнее см. Migne, PG, v. 90-91).



Дело, которым занимается человек, его призвание, его физическое участие в жизни общества должны находится в гармонии, в некоем синтетическом единстве с его участием в церковных таинствах. Если своего настоящего дела (призвания) нет, то человек начинает склоняться в сторону абсолютизации обрядов, обрядоверию. Все христианство сведется для него к личному совершенствованию, стяжанию духа мирного, да посещению храма.
То же самое, все общество уклоняется в сторону от единственно правильного пути, начинает идти "широкими вратами" - в этом обществе христианство также вырождается в сторону гипертрофирования обрядов.

Обыкновенно считают, что в результате духовного совершенствания - как отдельного человека, так и общества в целом - общество может подняться на новую духовную высоту. Необходимо, типа, всеобщее покаяние. Это, однако, неверно. Такой подход аналогичен марксистскому пониманию развития материи - мол, самый низкий уровень движения (развития) микрочастиц поднимается вверх и вверх, порождая все новые этажи и эволюционные уровни развития. В случае с христиансвом говорят об индивидуальном покаянии, которое также должно "двинуться вверх" и как бы преобразовать собою сначала окружающих, потом всё общество, а затем и человечество.

Кроме совершенствания внутреннего непременно (и одновременно и совместно) должно происходить и внешнее "возделывание рая". Развитие идет сразу с двух сторон - и снизу, и сверху. Все макроуровни в нем участвуют. И если «выключить» верхний уровень, то нижний начнeт вращаться в своем круге, постепенно все более вырождаясь.
Общество (в целом) должно физически участвовать в том «Проекте», который реализовал Бог при сотворении мира. И каждый член его - тоже. Без такого участия, занимаясь своими мелкими делами, не видя общей перспективы, начинают вырождаться и индивид, и общество - вырождаться прежде всего духовно. Общество идет по удобному бабскому пути, становясь всё более поверхностным. Его члены начинают видеть сугубую глубину в самих Таинствах - поскольку общего земного дела, единого Проекта для всех нет (подавляющее большинство христиан считает изначальный Божий план полностью похеренным). В этом случае люди - даже в духовной жизни - начинают ухватываться за мелочи, считая их самым главным. Именно участие в Таинствах с целью спасения начинают считать сутью христианской жизни. Христиане утрачивают общую для всего человечества цель. Тем самым Христианство перестаёт быть универсальным.

Возникает порочный круг: чем больше христиане забывают о своем вселенском предназначении, тем более они сосредотачиваются на обрядах, а чем больше они сосредотачиваются на обрядах, тем более они забывают об общем Проекте. Для полноценного мирового развития, для участия в общем Божием Проекте, необходимы три компоненты:
1) благодать, подаваемая через таинства (внутреннее делание);
2) внешняя преобразовательная активность;
3)рациональное осознание перспективы и того, и другого. Общая для всех идеология, «дружественная» христианству.
Эти три компоненты должны находится в такой гармонии и степени взаимопереплетении, как находятся между собою Ипостаси Троицы. Они должны составлять единое целое. Только в этом случае получим мы полноценного христианского индивида, полноценное христианское (со)общество. Являющегося "точкой роста", из которой разовьётся система завтрашнего дня.

Возможна и другая крайность: общество полностью сосредотачивается на преобразовании мира, на внешнем делании, забывая о духовном, та́инственном насыщении жизни. В этом случае это общество может дорасти до общей перспективы вселенского космического делания, но при этом не будет иметь духовной глубины в понимании смысла его. Вселенная, полностью охваченная сознанием и преобразованная в духе леммовского "Соляриса" и потому ставшая бессмертной, окажется лакомой перспективой для воскрешённых в ней индивидов. В этом случае человечество задастся простой и понятной для него целью - достижение простейшего бессмертия через овладение материей и изменении собственной материальности. "Будете как боги..."
О том, что всё это будет происходить _в_н_е_ Христа, а значит, _п_р_о_т_и_в_ Христа, вряд ли догадается кто-то (из участников).

Только духовность может в правильном направлении подтолкнуть рациональность. Рациональность, взятая сама по себе, начинает заморачиваться во все более и более изощренных, абстрактных, оторванных от жизни конструкциях. Лишенная благодатной "подпитки", рациональность также начнет вырождаться.

Кроме того, рациональность всегда должна иметь выход на практику. Иные полагают, что рациональное мышление (и вершина его - философия) должно стать как бы служанкою богословия. Это заблуждение: с рациональностью должны бороться как минимум двое:) Как духовный вектор, так и материальная практика. Рациональность должна формироваться как результирующая двух этих векторов.

Материальное делание, при всей его масштабности и всемирности, оторванное от духовности, сразу же узурпирует рациональное понимание и подчинит его себе. А рациональное вообще как-то тяготеет к практике. Им вдвоем очень хорошо. При этом рациональное подменит собою духовность, нарядившись в его одежды. Этого, впрочем, никто не заметит (из вовлечённых в процесс): изощренная рациональность выглядит не менее глубокой, чем духовность. С тою лишь разницей, что эта "новая рациональность" будет либо отрицать Христа, либо представлять Его в извращенном виде, что в конце концов одно и то же.

Можно сформулировать и так: если в цивилизации, основанной на духовности эта последняя по(раз)давит собою рациональное (или полностью его запретит), то "цивилизация практиков" эту самую рациональность попросту купит. В любом случае, обе цивилизации окажутся выхолощенными, но в разных отношениях. Целостного понимания христианства и космических его задач будут лишены все. Но вернемся к Западу.

Иными словами, практика космического строительства будет полностью лишена христианского смысла. И чем шире будет его (строительства) масштаб, тем у́же будет понимание, зачем все это нужно. Внешнее преобразование мира подгонит себе новое понимание (идеологию). Останется только навязать ее другим, окончательно подчинив себе все человечество. Сделать это будет нетрудно, обещав человечеству достижение бессмертия, и выдав его за изначальный замысел Творца.

Это единое деятельное человечество, вдруг обретшее "высший" смысл и перспективу своего материального существования, с восторгом устремиться к строительству новой башни, как всегда вавилонской. Так что можно лишь радоваться, что покамест существуют разные языки, мощная дифференциация культур, не позволяющая нашим конструкторам объединится в едином строительном экстазе. Под руководством вольных каменщиков.
Tags: Восток - Запад, диктофонные записи, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
Comments for this post were disabled by the author