Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Русская культура в эпоху перемен


Коротко, конспективно, так как сильно болит рука. Но запись "завела", так что не могу не откликнуться. Очень много, годами, размышлял на эту тему.

По поводу фразы stalinum "я пришел к выводу, что дело в отсутствии актеров мирового класса" (http://stalinum.livejournal.com/49206.html). И это ведь пишет один из самых уважаемых мною жж-стов! Однако с данным утверждением его согласиться не могу категорически. По множеству причин.

1. Что значит "мирового класса"? Подразумевается западный кинематограф? А почему, собственно, не Индия, не Япония, не Китай? Почему всегда употребляют понятие "мировой" в смысле - западный? У России всегда был свой собственный кинематограф, и судить его нужно по собственным её меркам. И культура у нас была своя. И история тоже. При чём тут "мировой"? Это Запад ухитрился преподнести своё искусство как первостепенное, высшее - а мы эту точку зрения охотно подхватили.

Актеры "мирового класса" были у нас всегда. Начиная с Мозжухина, Филиппова, Ильинского, и кончая Мироновым, Кайдановским и Смоктуновским. Это именно что мировой класс. Эраст Гарин не менее талантлив, чем Питер О'Тул. Однако Западу не с руки признать все достижения нашей культуры, и вообще склонить свой благосклонный взор на Россию - хотя Мордюкову там и включили в сотню лучших актеров столетия. Запад хочет оставаться центром культуры, он не готов признать назревающую свою периферийность. "Да будут первые последними..." Посмотрите, что произошло с французским кинематографом за последние 10 лет. А нравоучительное и нудное в своей массе английское кино? Было ли оно вообще? - "Бондиана" не в счет.
(Намеренно пишу "все", так как русский балет на Западе признают - почему бы и нет?)

...У меня есть на видео "Гамлет" в исполнении Лоренса Оливье (оцифровал собственноручно, и всё собираюсь выложить фильм в Интернет). Точно, великий актёр. Но наш Кайдановский сыграл бы не хуже. Только представьте себе его в роли булгаковского мастера. Представьте хотя бы на секунду - и всё поймёте. Зная, что у нас был Кайдановский, "Мастера и Маргариту" вообще нельзя было экранизировать. К несчастью, режиссёры о таком не слыхали...

2. "У русских никогда не получался на экране "треугольник" - пишет stalinum.
Так точно. А где он в нашей жизни? "Треугольник" не существует сам по себе, вне реальных жизненных обстоятельств, а Россия уже три столетия живет в условиях постоянных перемен. Наш "треугольник" - это нескончаемый конфликт поколений. Достаточно взять известный всем роман Тургенева "Отцы и дети". Вот готовый конфликт: Базаров, Фенечка, Павел Кирсанов. Конфликт вокруг женщины, дуэль, всё чин чинарём. Однако автора цитат почему-то не устраивают тургеневские коллизии. Как будто Тургенева в нашей литературе и нет. Спрашивается: почему? Размывают картину длинные споры Базарова и Кирсанова о нигилизме? Ну да, в западном кино таких дискуссий точно нет:) и никогда уже не будет. Там всем ясно, для чего люди на свете живут. Конвенционализм, типа.

Так вот: русское кино не будет настоящим, если в нём не будет таких диалогов. Настоящих споров о положении дел и будущем России. Ради чего, кстати, заведены сотни и даже тысячи журналов на этом сервере. Ради этих самых споров. Их нет в кино - и потому они везде в других местах. В Интернете, например.
Тут опять подтасовка уважаемого мною автора. За эталон "треугольника" принимается что-то из западного кино? А наше искусство - оно никак не тянет? Наши собственные "треугольники"? Как насчёт излюбленного тургеневского противопоставления любви как безумной страсти, неизбежно ведущей к катастрофе, и спокойного, просветлённого чувства, отличной основы для крепкой счастливой семьи? Автор, вообще, "Бретёра"-то читал? А слабо найти то же самое в западном кинематографе? В западной литературе? В западной жизни, наконец?

3. "Треугольник" (разумею настоящий, не вымученный) не существует вне идеологических обстоятельств. В нём непременно должна концентрироваться идеология, принятая и разделяемая большинством общества, и прежде всего - элитой. Стоит ли говорить, что при социализме такой идеологии не было? Послесталинская элита первой совершила предательство социалистических идеалов, что постепенно и нашло своё выражение в кинематографе. Достаточно вспомнить многочисленные производственные ленты, где пытались развить конфликт между хорошим и лучшим.

Точно такое же предательство совершает и нынешняя элита. Прикрываясь демократическими лозунгами, она разворовывает построенное потом и кровью десятков поколений русских людей. Да, собственно, всю страну. Это носится в воздухе, ощущается нашими людьми. И как всё это отразить в кинематографе? Ведь авторы, актёры и режиссёры тоже живут не в безвоздушном пространстве, они прекрасно знают, что происходит в их Отечестве.
А ведь прежде чем отразить, общество должно как-то всё переварить, создать питательную среду, в которой будут готовы появиться соответствующие образы. Герой всегда является носителем идеологии, в его характере и действиях она проявляется в концентрированном (или, напротив, разбавленном) виде. И если нация раздроблена и ослаблена, если не спаяна идеологически, то нет у неё и настоящего литературного героя. И соответствующих коллизий в литературе тоже нет. Об этом, кстати, хорошо было бы с dzenn потолковать, но у меня не получится - гордая сибирячка вряд ли когда-нибудь простит длительного пребывания нумером первым в рейтинге "Самиздата" моего старого "антибабского" текста...

Между тем, Запад идеологически монолитен. Потребительские идеалы, индивидуализм, протестантство, благотворительность. Нас же в этом смысле всё время трясёт. Мы сами растаскиваем себя в разные стороны. Как лебедь, рак и щука у Крылова (имею в виду баснописца, Крылова настоящего, а не националиста из ЖЖ).

4. Уничтожение традиционного многовекового крестьянского уклада слишком сильно сказалось на нашей культуре - это было покруче церковного раскола. Причём уничтожение стремительное, за несколько десятилетий. Наше сознание не успело адаптироваться к происшедшим изменениям, оно оказалось разобщено, расщеплено происшедшими реформами. Мы лишь строим из себя горожан, а на самом деле нас всех по весне тянет на землю. Не в смысле покопаться на грядках, а в смысле полежать на траве. На своей земле. Отдохнуть от города.

Дачи - специфическое порождение русской культуры, не сумевшей полностью отказаться от деревенского своего пласта. Вон какие комментарии уже третий год идут под подборкой "Множество качественных цветных фото царской России". Более тысячи человек в свои "мемориз" занесли, этот постинг входит в первую тридцатку наиболее цитируемых в ЖЖ. Спрашивается: с чего бы это? Фото как фото, деревни как деревни, разве цветные только. Тоскует народ по землице, вот что. По системе ценностей, с землёю связанными. Теперь, когда прогрессистско-западнический угар пошёл на спад, русское сознание стало сожалеть об индустриализации, покончившей с русским селом.

Не буду вдаваться в подробности, что всё это было исторически необходимо - индустриализация, ответ на вызовы Запада, и всё такое прочее. Замечу лишь, что перед Западом такие критические задачи никогда не стояли. Развивался себе, да бомбил Сербию с Афганистаном. И нас бы разбомбил, сохрани мы тихий и мирный сельский уклад. Всё это понятно. Но какого хрена был принят закон, что при переселении в город (получении там квартиры) нужно снести свой деревенский дом до фундамента, до самого основания?
Смею полагать, что Россия до сих пор не оправилась от развала деревни. Внутренне мы не смирились с этим, не переварили катастрофу. Вот старообрядческий раскол пережили, а разрушение деревни - пока нет. Болезненный уклон писателей-"деревенщиков" лучшее тому подтверждение. Ну какой ещё "треугольник" в таких ужасных обстоятельствах? Нам вообще, сейчас до него? А когда нам будет до него? И если нам не до него, то как его играть? Выдумывать из головы то, чего нет? В этом состоит задача великих актёров, которых у нас также нет, по мнению автора?

Вчера в моём подъезде делали капитальную замену водопроводных труб, и я спросил одного пожилого, седого как лунь рабочего (явно деревенского вида), нет ли среди знакомых хорошего, добросовестного, профессионального плотника старого закала, которые раньше ходили по деревням? У него таким оказался родной брат:), и когда мы разговорились, он начал вспоминать родную деревню, откуда навсегда уехал в Москву 40 лет назад. Так вот - у него в глазах стояли слёзы.
Эти слёзы не дадут создать настоящего “треугольника” в русском искусстве. Именно эти. Подождём что будет, когда они пройдут.

5. Россия никак не может (или не хочет) признать своих традиционных коллективистских ценностей, которыми, кстати, живёт бОльшая часть населения планеты. Разумеется, с поправкой на нашу культуру. Ну очень хочется нам выглядеть западными людьми. Выглядеть - потому что стать ими мы никогда не сможем. Помните у Гоголя бессмертное: и "по-английски произнесут как следует птице, и даже физиономию сделают птичью, и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии"...
Русскую культуру постоянно трясёт этот конфликт между полуусвоенным западным индивидуализмом/либерализмом и полуутраченной восточной человечностью. Так что "треугольник", о котором рассуждает stalinum, точнее отсутствие, невыраженность его в русском кинематографе - не самая главная наша проблема.

Да-да, традиционные ценности, которыми живут - да хоть те же самые отсталые Таджикистаны-Афганистаны - это и есть самая настоящая человечность. Умение понимать другого, стремление помочь ближнему, оглядка на других, на общественное мнение. Соборность сознания, как выражаются некоторые. Дружба с соседями, когда на свадьбе гуляла вся деревня (стало быть, в случае города это будет весь двор или подъезд). Согласитесь, такое уже невозможно представить? - в Москве не здороваются даже с соседями по этажу... Моя родня последний собиралась вместе (на празднование дня рождения бабушки) году так в 67-ом...

В позапрошлом году я довольно много чинил свою здоровенную двухколёсную "Хонду". Несколько раз приходилось выкатывать её из гаража на высокую горку. С заглушенным мотором, разумеется (чинился глушитель). Из русских сторожей мне никто никогда не помогал. И только Алёша (на самом деле - Альвио), уборщик-таджик, постоянно подбегал на помощь. А когда мне однажды нужно было приехать по делу на сверкающем авто, и машина была уже густо измазана полировальной пастой, выяснилось, что сел аккумулятор. Я призвал Алёшу, и предложил ему заняться полировкой, пока бегаю домой за запасным. Ну и денег посулил немало так (экономия времени имела значение). Когда вернулся, машина вся сияла. Однако деньги Алёша не стал брать. При его зарплате в 6 тысяч.
В армии я дружил с одним сержантом-узбеком, отличным парнем, он был скрытый мусульманин, втайне читал Коран, совершал намаз... Ну, я и начал допрашивать Алёшу, на чём основывается его человеколюбие. Свою принадлежность к исламской культуре парень не отрицал, а вот о намазах и Коране знал лишь понаслышке. "У нас все делают так" - был Алёшин сказ. Какой смысл был ему помогать иноверцу? - тем более, что он от меня никогда ничего не поимел?
Архетип, типа. Архетип не утраченной человечности. Чувство единения с другими. Когда-то и у нас всё это было...

Смею утверждать, что даже наше исконное взяточничество содержит в себе элемент человеческого отношения к другому. С 1993 по 2007 год я ездил без прав, и каждый раз платил ментам, причём платил с удовольствием. В 1993 году это стоило 5 баксов, в 2007 году - тысячу рублей. Мне было даже приятно положить деньги в карман молодого парня, которые он отнесёт жене и детишкам, а не заплатить в неизвестный обезличенный фонд, где их точно так же присвоят, но потратят на утехи гламурной манекенщицы-любовницы и дегенеративных чад, прозябающих во всяких там кембриджах.

Если бы у нас была единая держава, жестко спаянная сильным лидером и имеющая одну, общую для всех высокую цель - то я платил бы как положено, в сберкассу. Но в единой державе и кинематограф другой. Обратите внимание на необыкновенную целостность и органичность сталинского кинематографа. Как захватывает сюжет! Сколько там разлито человечности. Да-да, я знаю, вы уже подумали о тяжёлой атмосфере репрессий...

Если у России высокой цели нет, то каждый служит своим прихотям, и рядовой мент оказывается мне ближе, чем чиновный расхититель. "Соблюдение закона" в России - точно такая же абстракция, как идея толерантности. Если в закон не верит тот, кого мы признаём своим вождём - то соблюдение закона у нас и порочно, и бессмысленно. Наша законопослушность вторична от нашей государственности. И такое положение дел как раз есть норма. Это нормальная человеческая жизнь. "Человек выше субботы". "И пришёл (Иисус) опять в синагогу. Там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его (Мк., 3:1-2).
Ставить закон выше человеческих отношений - это чистое иудейство. И иногда мне думается: а что здесь первично?

Система взяток куда более гибка, чем западное законничество. Когда в 93-ем я ехал за каретой "скорой помощи" (в которой везли моего больного ребёнка) со значительным превышением скорости, то мент, меня остановивший, после объяснения причины тут же отпустил. С таким характерным ещё жестом - "да-да, всё понимаю, торопись". Но и не так давно, этой весной, когда я, глубокой ночью спешил на пожар (в прямом смысле слова - пожар был в моём подъезде, снизу, пламя пошло по балконам) - мент, остановивший меня, показал "фен" с цифрой 125, но отпустил без слов, сразу же после моего объяснения. Интересно, как поступил бы на его месте немецкий дорожный полицейский...

Не вижу ничего особо греховного в системе взяток. Радзинский правильно указал, что взятка - необходимая часть нашей экономической системы. Главное - чтобы не было беспредела, чтобы брали по совести. Высшие чиновники должны контролировать низших, чтобы те брали по чину. Весь мир так всегда жил, живет, и будет жить - кроме жалкой дюжины западных стран.

(Когда, в преддверии новых штрафов меня развели на огромную сумму - одновременно за отсутствие прав, техосмотра, и превышение скорости на 100 км/час), я права получил - тоже за взятку, кстати. То, как я сдавал вождение на старой разбитой ментовской "четвёрке" у которой страшно тяжело крутился руль, как не умел выжать сцепление, поскольку никогда его не видал, как не смог переключать скорости после своего АКПП, как заглох четыре раза на трёх метрах, как не мог поначалу найти, где заводится этот аэроплан, как посбивал колышки - это была отдельная песня:) - может, как-нибудь расскажу подробнее. Сдающая экзамены молодёжь на площадке каталась от смеха - я водил хуже любой женщины. Успешно сдав экзамен (интересно, как такое возможно без взятки?), я сел в свою "Volvo", лихо вырулил со стоянки, и укатил домой - под изумлённые взоры всей группы:)

Человечность, вечные человеческие ценности несовместимы с прогрессом западного типа. То-то либералы любят называть всё человеческое "совковостью". И чтобы интегрировать человечность и прогресс, нужны намеренные сознательные усилия всего общества, в том числе и "сверху".

Время от времени нанимаю рабочих таджиков, в том числе и с их жёнами, для строительных работ. С точки зрения человечности весьма интересный материал для наблюдений (с поправкой на восточную хитро*опость, разумеется). Как они себя ведут, как общаются, как относятся к своим жёнам ("Игор, как могу говорит русский мат рядом мой жена?") Так вот, по моим наблюдениям (чуть было не написал "скромным":), если чурки находятся в подчинении у русского, если готовы слушаться, умеют знать своё место - они прекрасные люди (жаль только, что с болгаркой обращаться толком не умеют, но, похоже, это у них видовое, как копыта у парнокопытных:).

Это и есть истинное призвание азиатов - подчинение русскому. С одной существенной оговоркой: когда все заняты общим и важным делом. Когда русский не просто командует/господствует, но показывает, что и как надо делать, и вообще куда всем идти. Идти всем вместе, а не просто набивать свой карман за счёт бестолковых унтерменшей. Азиат готов признать главенство русского во имя чего-то, некой общей для всех цели, а не просто потому, что тот русский, что умный, что имеет деньги, и что окончил Университет.

Если у России нет видения своего пути, то лучше ей не соваться в создание новой империи. Но без Империи у нас не будет настоящей культуры. Русская культура и Империя - одно. Без Империи, без интегрированных в экономику национальных окраин у нас никогда не будет настоящего "треугольника" в кинематографе. Да и русских без Империи тоже не будет. Как там было у Пушкина? "Славянские ль ручьи сольются в русском море, оно ль иссякнет - вот вопрос". Это, наверное - русскую имперскость - следует пустить следующим пунктом в рассуждении о "треугольнике". Впрочем, чёрт с ним, пусть будет подпунктом предыдущего, связанном с отношением к инородцам.

Не согласен с утверждениями националистов, что всех чурок следует закатывать в асфальт или поголовно высылать. Их следует покорить, подчинить себе, и постепенно цивилизовать. Их следует вести вперёд. Нечто похожее на концепцию "бремя белого человека", с той поправкой, что не присоедини мы азиатскую периферию, её приберет к рукам Турция. Или Китай. Ну и те, кто за ними стоит, разумеется.
Азиаты должны быть научены представлению, кто старший, а кто младший, что можно в метрополии, а что нельзя (http://kot-begemott.livejournal.com/340686.html). Всё это и делало царское, а потом и сталинское правительство, с большим или меньшим успехом.

6. Так мы дошли до пункта шесть - отношения к инородцам. Никаких идеологических крайностей в настоящей державе быть не может - либо полная толерантность, либо поголовное выселение (уничтожение). Только постепенное подчинение инородческих окраин России, её ценностям, её интересам. Им самим всё это нужно. Es ist ein höchsten Akte der Humanität zu Vaterland anzuschließen Sie an. "Былo выcшим aктoм гумaннocти приcoeдинить иx вcex к Фaтeрлaнду". Кстати, касается это не только инородческих окраин но и всех прочих "пятых колонн". Они должны служить России, трудиться на пользу общества, участвовать в строительстве, выполнять общую задачу, а не набивать карманы, паразитируя на доверчивости нашего народа. Но для этого сначала нужна общая задача, а Россия, взятая в целом, пока не дозрела до её понимания.

Либерализм и толерантность нежизнеспособны. Сюда же относится и вера в "средний класс" (в эту пагубную концепцию вообще включено множество всяких утопических компонентов). На такой основе (в смысле - покуда таковые порочные идеи усильно навязываются обществу всеми СМИ) никакая здоровая культура и искусство у нас не возможны. В том числе и тот самый "треугольник" в кинематографе. Нездоровость, вымученность, бесчеловечность и стерильность толерантной либеральной идеологии летает в воздухе, не даёт раскрыться самому обычному бытовому конфликту, не позволяет ему обрести должную глубину. Человек призван служить высшему, а не собственному своеволию и индивидуальным удовольствиям.
Точно так же, как ранее не давала раскрыться вымученная социалистическая идеология. А вымученной она была потому, что в неё давно уже перестала верить господствующая элита. В русском обществе прошёл точно такой же раскол - но между низами и верхами. Но это я опять вернулся к пункту 3...

Только "идеология старшего брата", никакой либеральной толерантности и крайностей национализма. Но до имперской идеологии Россия пока не дозрела - почитайте хотя бы ЖЖ наших националистов. А ведь в большинстве своём это очень даже неглупые парни...
Идеологически Россия не стоит на своих ногах, и это сказывается на всём, в том числе и кинематографических (литературных) образах. Культура вообще вторична - сначала должно воздвигнуться нормальное, органичное общественное здание. Органичное для данного общества, разумеется, а не навязанная странами-победителями.

В обществе вообще всё связано со всем. Пока Россия не станет полностью самобытной страной - у нас великого искусства не будет. И не будет великих образов. И великих актёров. И даже по-настоящему талантливые актёры не смогут по-настоящему раскрыться, и будут прозябать в голливудоподобных боевиках или гламурных "исторических" сериалах.

7. Наконец, последнее, самое главное - Православие. Россия (общественное её мнение) до сих пор не сумело интегрировать в себя систему христианских представлений об устройстве мира и отношениях людей. Полагаю, это в немалой степени связано - не с грехами служителей церкви, как вы сейчас подумали, вовсе нет - а с тем, что и Церковь всё никак не может переварить идею прогресса общества. Дальше цитирую Бахтина. Речь идёт не о "просто новом, не новизне и моде - а том существенно новом, которое действительно рождается из смерти старого и которому действительно принадлежит будущее" ("Творчество Франсуа Рабле", М, "Худлит", 1965, стр. 493). Именно это новое не может принять в себя исторически существующее Православие. Здесь мы полная противоположность западного христианства - то готово во имя прогресса отказаться от самого себя, да и от Христа тоже.

Невероятный консерватизм Православия связан не только с происшедшим разделением Церкви на восточную и западную. Это связано также с материальными интересами церковной элиты. Точно так же, кстати, как партийная элита не сумела в начале 60-х отказаться от своих интересов и реформировать социалистическую идеологию - сделать ставку на НТР, прогресс и творчество (как индивидуальное, так и коллективное) - так и элита церковная заинтересована, скорее, в сохранении status quo. Впрочем, элита она и есть элита, во всех сословиях одна и та же. Русская. Своя. А какой ей ещё быть? О специфичности русской элиты я поразмышлял здесь - http://kot-begemott.livejournal.com/393062.html.
И это тоже связано с невозможностью выражения того же самого "треугольника".<недописано>


P.S. По литературному канону следует закончить тем же, чем начал. Так вот, стало быть, больная рука (к продолжению этой записи по поводу национальных проектов в области здравоохранения - http://kot-begemott.livejournal.com/387761.html).
Опять я побывал в том же самом подмосковном травмпункте (на этот раз глубоко поранился болгаркой). В эту ночь был отличный дежурный врач, всё прекрасно обработал, швы наложил. Надавал массу полезных советов. И даже обезболивающее вкололи. А в остальном там ничего не изменилось. Ничего.
Tags: Россия, культура, либерализм, чорное дело
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments