Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

"Мужчина в семейной жизни"


Взято из газеты "Коммерсант" № 74(3891) от 30.04.2008 (http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=888060). Автор - Григорий Ъ-Ревзин.

"В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка "В кругу семьи", посвященная образам семейной жизни в мировом искусстве. На выставке около 50 полотен европейских и русских мастеров XVI—XX веков, примерно столько же гравюр и отдельно — картины младших школьников, которые занимаются в изостудии Музея Пушкина.

Этот год у нас в стране объявлен годом семьи, ГМИИ на это откликнулся. Не в одиночестве, а вместе с компанией Bosco di Ciliegi. Выставка — это первая акция фестиваля "Черешневый лес", который ежегодно проводит компания Bosco. Обаятельная выставка. И люди изображены добрые, и занятия у них хорошие. Женщины играют с детьми, одевают, причесывают, кормят, гуляют, тетешкают — идиллическая атмосфера. Великих художников не очень много, но все же есть по одной картине Кранаха, Питера де Хоха, Пикассо, Шагала, Кончаловского. В общем, есть на что посмотреть вполне с удовольствием.

Но есть проблема, о которой я не могу не сказать, тем более в год семьи. Возможно, это не политкорректно и такие вещи нельзя произносить вслух. Тем не менее меня лично это задевает, и я думаю, это чувство разделят со мной многие. Я о мужчинах в семейной жизни.

Как я понимаю, дело это началось с Иосифа. Я ни в коем случае не хочу сказать, что его роль в "Святом семействе" сомнительна. Но дело в том, что когда рассматриваешь картины — на выставке два "Святых семейства", Аньоло Бронзино и Бартоломео Мурильо,— ясно видишь, что Иосифу там нечем заняться. Мария — да, у нее полно дел, она нежным и внимательным взглядом смотрит за всеми перипетиями немудрящей пока жизни младенца Иисуса. А чего делать Иосифу? При всей разнице темпераментов холодноватого Бронзино и сладковатого Мурильо Иосиф у них одинаково изображает лицом значительность на пустом месте.

Так вышло, что для европейского искусства Святое семейство — это модель семейства вообще. И сколько там ни есть картин, все в этом смысле одно и то же. Женщины заняты. Видно, насколько искренне и всеобъемлюще их занимает жизнь детей, и на них в этот момент просто приятно смотреть — ни взбалмошности, ни глупости, ни сварливости, ни дурацкого самомнения, что она лучше знает, как надо. Прекрасные, самоотверженные, радостно погруженные в протекание жизни создания. А мужчины в лучшем случае осоловелые дураки.

Более или менее прилично получилось только у Яна Мейтенса, там семейный портрет, муж вернулся с охоты, подстрелил дичь и сидит у себя в парке с женой и двумя детьми. Но даже тут видно, что жена при деле, она заботится о младшеньком, а он сидит с расслабленным видом и смотрит сонным взглядом. А если вдуматься, то ведь тоже ситуация дурацкая. Пришел с охоты с этими утками и куропатками, выложил перед семьей — гордитесь. А они должны изображать энтузиазм. Хотя, между нами, поесть можно неплохо и без этой утки. А утку эту еще потрошить, щипать, вымачивать, и все равно она горькая и с дробинками. Но раз папа принес дичь, ну что делать, изобразим счастье. Ох, папа, ох, охотник, ох, добытчик! Ох, герой!

Этот привкус осоловелой дурашливости присутствует во всех произведениях, где мужчины в семейной жизни не пытаются как-то проявиться. Когда проявляются, еще хуже. Скажем, художник Федор Солнцев нарисовал "Крестьянскую семью перед обедом". Мать разливает молоко, старший сын режет хлеб, младшие ждут — пора есть. А отец их сидит и тут же пришивает подметку к сапогу. Понятное дело — мать зовет есть, а он "сейчас, сейчас", и с этим сапогом, от которого подметка отвалилась, за стол садится. Но это мужик хотя глуповатый, но положительный, работящий. А разные бывают. То напьется, а она сидит с детьми. То разорится, а что делать семье? А один, на картине Анри ван Горпа, ввязался в политику во время французской революции. И его сейчас казнят. А осталась жена и ребенок. Ты о чем думал, олух? О либерте? Ты о детях подумал бы!

Бессмысленность, неадекватность и безответственность характеризуют мужчину в семейной жизни. Но если он начнет проявлять ответственность и осмысленность, то это вообще караул. Вот, например, Никола Леписье изобразил "Семью Леруа, слушающую чтение Библии". Старик Леруа пригласил в воскресенье кюре, посадил семью за стол, и все они слушают, как этот кюре читает Библию. А сам Леруа сидит и благостно сияет. Просветитель семейный. И попробуй засни!

На открытии выставки я поделился этими соображениями с главой Bosco di Ciliegi Михаилом Куснировичем, и он потом в своей речи со мной полемизировал. Он указал, что среди работ детской студии есть картина Ульяны Герасимовой "Папа-паровоз", и это и есть роль мужчины в семейной жизни. Я согласен. Но это пока юная художница, ей всего шесть лет, и расцвет ее таланта еще впереди. А предыдущую тысячу лет тема развивалась в описанном мною ключе. И потом. Нарисовано, как папа тащит санки с самой Ульяной, а к ним привязаны другие санки, с ее матерью, и получается поезд. Кто возил так ребенка, знает, насколько это идиотское занятие. Дети от этого как-то затихают — укачивает их, что ли — санки скользят легко, не чувствуешь, то ли он еще едет, то ли где-то там свалился, и вообще, ему-то это нравится или его сейчас стошнит. Нет, я согласен, вероятно, это и есть идеал — вот такая позиция в семейной жизни. Ты их тащишь, а они то ли уже свалились, то ли их сейчас стошнит.

Нет, а вот ведь как хочется туда, в самую суть этих семейных отношений, где все так заняты, дети играют, мама смотрит, она всегда рядом, и жить страшно интересно, причем совершенно безопасно! Ну почему туда нельзя? Ведь в детстве же было можно! Кстати, на этом многие попадаются — женятся, чтобы было как в детстве, когда мама любила, а получается совсем другое.

Но не все так безнадежно. Как следует из выставки, более или менее приличные семейные условия для мужчины складываются в искусстве при тоталитаризме. Картины Марка Шагала, Петра Кончаловского, Владимира Вейсберга, Леонида Пастернака показывают нам семью, где между мужем и женой действительно какие-то тихие, гармоничные отношения, даже именно что любовь, и мужчине в семье хорошо. Хотя при этом ясно, что в других местах ему очень плохо. Но оно и понятно — при некотором напоре государства частная жизнь оказывается убежищем. Помните, у Мандельштама, "мы с тобой на кухне посидим, сладко пахнет белый керосин" — когда некуда деться, то эпоху можно попытаться пересидеть с женой на кухне, и не то, чтобы пересиживаешь, но хоть она в этой ситуации тебя понимает. Да, так вот, нынешний год у нас в государстве объявлен годом семьи, а общее развитие государства таково, что это очень кстати. У семейной жизни открываются большие перспективы."
Tags: М_и_Ж, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments