Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О мужском "внутреннем зрении" и моём кризисе творчества


Вот этот: http://gekkkon.livejournal.com/353455.html

В общем, Интернет у меня никуда и не пропадал:)
Со мной последний год какая-то хрень непонятная творится. Нет душевных сил чтобы писать. Просто нету. Нет сил даже процитировать то, что меня взволновало.
Всё пытаюсь понять, отчего это происходит. Может, возрастное? - всё ж дело идёт к 50-ти... Вспоминаю, как 10 лет назад я строчил тексты десятками страниц, как фонтанировал всякими свежими идеями...

В своё время В.А. Моцарт писал отцу в одном письме: "когда я долго работаю над симфонией, то вижу её перед внутренним зрением сразу всю целиком, звучащую в одной точке". Когда слушатель переживает симфонию, прослушав её целиком, и составив полное о ней впечатление, то внутри него поселяется точно такой же единый образ, как бы свёрнутый в единую точку. Образ симфонии как бы разворачивается из первоначальной идеи (ощущения) в текст партитуры, затем звучит во времени, а потом вновь сворачивается в единое ощущение. И если мы говорим "сороковая симфония соль-минор", то внутри поднимается некое ощущение от 40-ой симфонии в целом, а не, скажем, главная тема первой части, не строение симфонии в целом и не её финал. (на эту симфонию ссылаюсь намеренно, так как её все знают, а кто забыл, может освежить память здесь - http://www.youtube.com/watch?v=ZC2ePGkmopg, это один из лучших и самых любимых мною дирижёров).

Важное примечание: "внутреннее зрение", о котором идёт речь должно быть направлено на реалии внешнего мира, относиться к "наиболее общим вопросам"), то есть быть по-преимуществу мужским. Так как женщины тоже имеют "внутреннее зрение", но у большинства из них оно направлено на людей, в первую очередь, любимых. Женщина выстраивает перед своим внутренним зрением точно такой же "мыслеобраз" любимого человека, как мужчина выстраивает "мыслеобраз", например, общественного устройства (почему, кстати, женщину обмануть практически невозможно - она видит нашу ложь внутренним зрением, а не воспринимает рационально). В своей области каждый пользуется интуицией, "внутренним зрением", мгновенно постигая объект; в области чуждой начинает медленно переваривать рационально (об
этом см. мою запись http://kot-begemott.livejournal.com/376595.html)

Без сомнения, среди женщин встречаются исключения; здесь, как и везде, пропорция приближается к 20 на 80. У 80% мужчин "внутреннее зрение" мужское, однако некий процент из них имеет женский тип направленности "внутреннего зрения" (мужчины по-преимуществу творческих профессий - поэты, композиторы, танцоры, и так далее). Некоторые имеют и смешанный тип "внутреннего зрения". Но чаще всего один или другой тип превалирует, у женщин - женский, у мужчин - мужской. Было бы странно, если бы природа распорядилась по-другому:), однако женщины (разумею - женщины современные) любят возомнить себя похожими на мужчин, и когда пишешь о фундаментальных различиях, страшно обижаются. Равенство типа. А раз равные, то и одинаковые:)
Не все, не все.

Но это была преамбула. Не мог же я не свести всё к "бабской тематике"?:)
Работаю я по следующей схеме. Сначала задаётся тема для обдумывания. Сама жизнь её задаёт. Постепенно идёт обдумывание, набор материала - пока не настанет полная ясность. В один прекрасный момент все разрозненные звенья выстраиваются в одну чёткую, ясную и непротиворечивую картину, которая стоит перед внутренним зрением столь же отчётливо, как... ну вот как клавиатура Вашего компа сейчас перед Вами.
В ту же секунду, не задерживаясь не на миг, нужно начать выговаривать то, что на душе - причём так, чтобы слова лились свободно, не задерживаясь. Задумываться о лучшей формулировке не нужно.
Опыт (и неоднократная проверка) показывает, что если сделать всё это, а потом написать так, как есть, то возникшую в сознании картину можно (через текст) передать большому числу читателей. Иными словами, если всё сделано правильно, то те из них, кто имеет соответствующий жизненный и интеллектуальный опыт, а также развили в себе внутреннее зрение, возникшую передо мною картинку воспроизведут. Она сама воспроизведётся внутри них. Здесь та же схема, что и в случае с Моцартом.

Так вот - вдохновение бывает всё реже и реже. Если ранее я буквально фонтанировал идеями и текстами, то теперь проблема выстраивается в единую картинку в голове достаточно редко - ну, может, раз в несколько недель. В этом случае я выхватываю из кармана диктофон, и начинаю наговаривать - где бы при этом не находился, даже если еду за рулём со скоростью 150. Встаю у обочины, и проговариваю всё, пока не почувствую, что "картинка" обрисована полностью. Дальше осталось доехать до дома, и расписать запись в текстовый файл.

И вот с этим у меня последний год проблемы. Я хочу начать набирать текст - и не могу. Какая-то сила прямо как не пускает. Сажусь за стол - и начинаю чувствовать непреодолимое отвращение. Причём оно идёт по нарастающей. В тот же день вечером текст ещё можно набрать, на следующий день - куда ни шло, а вот потом происходит что-то ужасное. Меня начинает просто тошнить. Всё это не ново, очевидно, уже у кого-то было, это занудство, и это никому не нужно... Масса текстов так и висят в диктофонных записях. Вот скрин программы от моего диктофона с содержимым одной из папок:
А еще есть более десятка трёхчасовых аудиокассет от старого аналогового диктофона - там записи, начиная с 2001 года, есть и весьма ценные (на мой взгляд:). Сейчас у меня диктофон самого высокого качества (http://www.olympus.com.ru/consumer/2578_ds-4000.htm), это одна из лучших топовых моделей Olympus'a. К ней - с неимоверными трудами - была куплена специальная ножная USB-педаль (http://www.olympus.com.ru/consumer/2578_as-4000.htm), чтобы управлять движением звукового файла, гоняя его вперёд-назад и останавливая при помощи ног, а руки не отрывать от клавиатуры - и которую в России было практически невозможно найти (я прорывал весь Интернет в течении года, прежде чем нашёл один-единственный экземпляр в магазинчике на Соколе). И у меня, чёрт возьми, нет никаких сил всем этим богатством воспользоваться!
(Кстати - комментарии у меня чаще всего закрыты именно потому, что нет сил на них отвечать. Никаких нет. А неудобно - иногда бывает просто необходимо ответить. И править текст после указанной комментатором ошибки - тоже нет сил.)

Разумеется, я сгущаю краски. Иногда, каким-то чудом, силы всё же появляются. Иногда я собираюсь, подпитываюсь сверху, и, горя вдохновением несколько дней, набираю и выкладываю текст (хотя на то, чтобы правильно оформить гиперссылки всё равно не бывает вдохновения, леплю их прямо так:). Бывает, что и довольно большой. Бывает (хотя и довольно редко), что текст продолжает нравиться мне спустя даже несколько месяцев после его написания. "Чёрт подери - думаю я, - мне удалось. Это настоящий прорыв в понимании проблемы". С гордостью выкладываю его в ЖЖ - и тишина. Мёртвая, гнетущая, так умеет молчать только собака Баскервилей:) Ни единой цитаты на тысячу френдов...
И я начинаю думать, что я неадекватен. Ничего нового не было в этом тексте. С чего я решил, что это прорыв? Что он, вообще, кому-то нужен?
Так было, например, с моим текстом "Женская логика vs. мужская логика". Там даже примечания правильно оформлены - чего я не делал вообще никогда, и даже не пытался научиться. И лишь через пару месяцев я нашёл один-единственный отзыв, но зато какой! Процитирую оттуда кусок - всё ж для автора великое утешение.

"...Это оргазм. Нет! ЭТО - Оргазм!
Это мультиоргазм.
Это каскад удовольствия.
Это каннонада из оргазмов.

Это - блаженный пир для гурмана от шеф-повара.

Это восхитительная дрожь каждого нейрона в черепной коробке.

Это счастье. Простое человеческое счастье.

Это как-будто ты всю жизнь имел россыпь, пригоршни паззлов, которые ты собрал на три четверти, и ты вроде и знаешь, что должно получицца в итоге, но не хватает ни времени, ни опыта, ни знаний, чтобы закончить великолепный пейзаж, целостную картину..."


Скажут, что я сам виноват, что публикуюсь только в ЖЖ, а не в различных серьёзных сетевых изданиях. Однако дело в том, что у меня нет сил превращать текст в формат, приемлемый для журнального издания. Об этом вообще не может идти речи, так как сил нету даже на простой текстовый набор:).
Не хватает сил даже на то, чтобы скопировать очередную писанину на мою страничку в Мошковском "Самиздате" (http://zhurnal.lib.ru/k/kot_b/) - очевидно, куда более посещаемом и "раскрученном" месте, в первую очередь из-за гипертрофированной популярности моего старого текста "99 признаков женщин". Ну и ещё некоторых других ("30 причин, почему виртуальный дневник истощает автора", и т.д.).

В Питере живет один человек, настроенный к моей писанине крайне доброжелательно. Этот человек изредка набирает мои тексты, причём совершенно бесплатно. Высылаю по почте диктофонный файл, а в ответ получаю текстовый. Который нужно ещё редактировать, дописывать, править ссылки...
Так вот: в последнее время не было даже сил отсылать диктофонные файлы для бесплатного набора... Не было сил даже найти среди файлов подходящий. Да и неудобно, чёрт возьми, слишком часто пользоваться чужой доброжелательностью...

Такие дела. А Вы говорите - "не было Интернета":)
Впрочем, пару небольших рассуждений за последнюю неделю я всё же сегодня выложу.
Tags: глубоко личное
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments