Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Константин Крылов и русская интеллигенция


А именно, вот об этой записи: http://krylov.livejournal.com/1671873.html

Сначала пример из собственной жизни. Он очень длинный, и, возможно, неубедительный, так что можете смело пропустить. Это было лет 15 назад. Я служил в одном старом московском храме, как говорят некоторые - "намоленном". В большой праздник мы со старшим алтарником должны были читать канон на два голоса, на церковнославянском это называется "пременяюще". Сначала один читает песнь канона, затем другой. Так слова канона, да ещё на малопонятном церковнославянском языке, лучше воспринимаются молящимися. Каждую часть канона предваряет хор, который тоже поёт то с одного, то с другого клироса.
Мой коллега стоял справа от Царских Врат, а я слева. Оба - лицом к алтарю и спиною к народу, так положено - ведь все мы смотрим и молимся на Восток. Оба в таких расшитых золотом облачениях:) Перед каждым стояла разножка, накрытая покрывалом в цвет праздника, с разложенной спецлитературой - Октоих, Минея, и прочее. Канон был трудный, в этот день наложилось празднование какого-то святого и сразу двух праздников, и песни канона должны были идти в определённой последовательности - сначала праздникам, затем святому, потом Богородице, и так далее.

К службе я относился серьёзно, поначалу всех тонкостей не знал, (зато потом стал великим знатоком Церковного Устава:) ко мне даже присылали молодняк из других храмов на стажировку:)), и имел при себе небольшую тетрадку для пометок, как и что следует читать, что поёт хор, и что будет дальше. Особенно на случай, если второй алтарник заболеет, и мне придётся организовывать всё самому - давать бестолковым хористкам тексты для пения, выбирать что читать, выходить с Апостолом, распоряжаться, чтобы вовремя подали кадило, следить, чтобы вовремя приносились все поминальные записки, беспрерывно подаваемые посетителями, и прочее. Одновременно пришлось бы присматривать за стареньким настоятелем храма, которого я очень любил. Нет, больше чем любил - боготворил этого потрясающего человека, настоящего Старца. Он был довольно немощен и забывчив, приходилось даже помогать ему сесть, вовремя что-то подсказывать... Как ни странно, он тоже ко мне относился очень хорошо:) Именно он просил меня своим незабываемо-певучим голосом, когда в храме истошно завыл случайно забредший кот: "Бегемооот, поди, скажи, пусть прогонят, пусть прогонят котаааа", трясая своим старческим пальцем (я воспел этот случай в "99 признаках":)
Чуть не забыл: в то время я был в пограничном состоянии с тем, что ныне называют "православнутостью":) До конца, конечно, не продвинулся, но хорошо знаю, что за этим наименованием стоит:)

Здесь следует понять контекст ситуации: в этом храме в этот день с момента основания служилась служба по одним и тем же правилам. Когда тебе каждый день приходится изучать завтрашнюю службу по книгам, которым стукнуло 150, сам алтарь празднично убран покрывалами, которым так лет 200, позади, с той стороны иконостаса, поёт хор на языке, которому не менее 800, рядом с ним дьякон - все в облачениях, покроенных по лекалам 1500-летней давности, рядом с тобой в алтаре священник читает молитвы, возраст некоторых из которых находится уже на третьей тысяче, а в самом храме огромная многотысячная толпа молящихся, которая была в этот день и год назад, и пятьдесят, и сто лет, и стояла на этих же каменных плитах в момент польского нашествия 1612 года, а мой далёкий предок точно так же зажигал перед службою в алтаре семисвещник - создаётся фантастическое ощущение причастности не только к истории, великой истории и России и Христианства, - но и чего-то большего. Ощущение великого потока, в котором плывёшь. Невероятное ощущение. Голова кругом идёт. Очень дорогого стоит. Всё это звенит, поёт, сияет вокруг - и внутри тебя. И представьте себе, что весь этот вечный порядок будет держаться на вас одном, и если вы дадите хору неправильный текст, или забудете дать, или не дадите знак, что пора петь, то служба тут же остановится, а ведь у ней есть не только благолепие, но и свой ритм. Ритм, не прерывающийся 500 лет, а в некотором смысле - и с сотворения мира. И всё из-за вас. Представили? Вообразили, как десятки поколений ваших предшественников смотрят на вас с осуждением? Как здесь обойтись без тетрадочки?

Так вот - пока мой напарник читал свою песнь, я, стоя на солее, при всём честном народе делал важные пометки на будущее. Простой шариковой ручкой, если не ошибаюсь, венгерской копии "Паркера". Пока хор пел ирмос, коллега подбежал ко мне и прошептал на ухо: "Бегемот, уберите ручку. Потом запишете. Она отвлекает молящихся, заставляет концентрироваться не на богослужении, а на этой современной светской детали. Вы же у всех на виду."

* * *


Странно, что комментаторы Крылова не могут адекватно выразить то, что у них на душе. Вот что.

Человеку, являющемуся медийной фигурой, чуть ли не символом патриотического движения, следует изучить правила хорошего тона. Обычные правила, признаваемые в 19 веке, и сейчас многими подзабытые. Не следует выставлять кое-что напоказ. То, что должно быть скрыто от посторонних.

Внешняя форма должна соответствовать внутреннему содержанию. По форме судят о содержании. Мы - не абсолютно духовные существа, живущие одним ratio, мы цепляемся за мелочи, и нам, слабым и немощным, форма позволяет лучше понять содержание. Или, напротив, препятствует этому пониманию. Проще говоря, встречают по одёжке. И одёжку следует подбирать такую, чтобы по ней сразу было понятно, кто ты есть и каких идеалов придерживаешься. И это касается и остального - всего антуража, в котором проходит жизнь фигуры, которая у всех на виду.

Свои особенности, не соответствующие своим идеалам, следует тщательно скрывать. И это вовсе не лицемерие, но жизненная необходимость для общественно значимого лица. Политес, так сказать. Это практически единственная возможность для человека, имеющего недостатки (а имеют их решительно все), донести до других свои главные взгляды, сделать их популярными, помочь другим их понять и воспринять.
Не должно быть мелочей, мешающих восприятию взглядов и идеалов. В том числе и бытовых - где и что ты съел, какие ботинки за $500 купил, какое у тебя массивное кольцо с бриллиантом, о каком "Лексусе" ты мечтаешь, и у кого сколько ты занял и не стал отдавать.
Обо всём этом я писал в эссе "30 причин, почему виртуальный дневник истощает автора", но Крылов и ресторанная компания вряд ли снизойдут до такого чтения:)

Если ты весь такой из себя националист и патриот, но любишь побаловаться вкусностями - сделай так, чтобы об этом знал самый узкий круг близких людей. Это отвлекает от твоих идей. Потом читаешь текст, а перед глазами стоит съеденное тобою "фуа-гра" и выпитые заморские вина. Вот нежелательный ассоциативный ряд и возник. А если читаешь на голодный желудок?
Личность общественной фигуры, её индивидуальные проявления - всё это вторично от добровольно возложенной на себя функции. Человек
становится ходячим символом, и уже не имеет права этот образ разрушать. Стремление не играть по принятыми правилам изобличают своеволие, стремление освободиться от общепринятого, то есть либерализм.

И уж тем более не стоит писать о своих слабостях апологии. Из пальца высасывать рассуждения, что, мол, все русские должны быть богатыми и питаться "фуа-гра". Это рассуждение из другой оперы. Русские должны разбогатеть, не спорю, но пока-то этого не произошло. И в провинции те самые русские люди роятся по помойкам в поисках всякой потребной им утвари (в Москве их уже дворники-таджики потеснили, в каждой дворницкой теперь целый склад:) знакомые таджики предлагали мне недорого компьютер в сборе - говорят, даже проверяли его:). Когда я, глубокой ночью, в Подмосковье, подгонял к местной свалке грузовик со старыми стройматериалами - какие-нибудь обшарпанные двери, лежалый цемент, старые вёдра с остатками "ротбанда", неиспользованные обои, обрывки стекловаты - из соседних домов немедленно подтягивались мужики. Причём вполне нормально одетые, не бомжи какие-нибудь, и все как один старше 50-ти...

Выброшенные какие-нибудь электрочайники простые русские люди домой тянут - потому что не могут сами купить. Нет у них лишней тысячи на электрочайник. Странно отстаивать интересы (простых) русских людей - и при этом роскошествовать. Да ещё и выставлять напоказ. Это, знаете ли, нескромно. C'est un mauvais ton. Это дурной тон.
Народ, точно, должен быть богатым и свободным. Но пока это не так, негоже радеющим за него выбиваться из общего строя, "и каждый день пиршествовать блистательно" (Лк., 15:19). А ежели захотелось вкуснятинки - так съешь, потихоньку и в узком кругу, и не труби об этом. И не подводи под это псевдо-фрейдистскую теоретическую базу ("Эта дикая тоска по ВКУСНОМУ, и одновременно дикий страх перед ним").

Крылову следует заняться чем-то одним: либо чистым теоретизированием, и тогда он может упоминать в своём ЖЖ о чем угодно, теоретику всё равно рано или поздно простят во имя блеска его идей. Либо только патриотической деятельностью, но тогда нужно тщательно следить за собой. За имиджем народного заступника, как говорили в старые времена. Изысканный постмодернистский стёб: "Мы – русские националисты... хотим, чтобы русские были сильными, богатыми, свободными, довольными и счастливыми... И мы работаем в этом направлении уже сейчас, до пресловутого «прихода к власти». Тор, например, держит самые низкие в Москве цены на фуа-гру" - этот изыск, говорю я, могут оценить отнюдь не многие. Скорее уж, подобные Крылову теоретики. А иных так и отпугнёт столь оригинальная обёртка "националистической идеи".
Лидеру националистического движения пристало выражаться с мобилизующей прямотой и простотой. Интеллектуал не может быть лидером, это Крылова кто-то обманул. По крайней мере в нашей стране, чешские бредни по поводу "философа на троне" я не рассматриваю.

Анализируя творчество Чехова, Г.Н. Поспелов однажды очень хорошо высказался: "Ум и талант должны хорошо сидеть на человеке, как ладно скроенный сюртук". Как представляется, Крылов не сумел найти деятельности, адекватной его собственному таланту. То, что рано или поздно он разочаруется в националистической деятельности и отойдёт от неё, это, как говорит знакомый мой плотник, "и в бане не парься". Главная беда в том, что к тому времени мозги нашего героя привыкнут к определённому (а именно - утрированному) способу постановки проблем и анализа явлений. Националистический дискурс, как правило, затягивает (в этом его может превзойти разве что дискурс антисемитский), а философия требует, чтобы человек принадлежал ей целиком.

Националистический дискурс в своём развитии проходит несколько этапов интеллектуальной самокастрации. Сначала резко отрицается духовный пласт бытия. Отрицается Христианство, а вместе с ним красивые и плодотворные идеи о Троице (стало быть и об антропном принципе строения Вселенной), о творении мира из ничего (тут мы теряем внутренний стержень эволюции), ну и прочее. Националист перестаёт быть богословом.
Затем отрицается масштабное влияние христианства на историю, его вклад в построение Империи. 1000-летнее влияние Христианства преподносится как губительное для исконных традиций и многобожия. Гвидо фон Лист полагал, что католицизм разрушил древнюю тевтонскую веру. Здесь националист перестаёт быть историком.
Следующий этап - утрата геополитического мышления: "Зачем нам Средняя Азия? Терпеть чёрных на улицах наших городов и обучать их в Университетах? Отрывать деньги у русских и строить дороги в Таджикистане? А нам самим хорошие дороги разве не нужны?"
После этого мышление националиста делает резкий пируэт, он возвращается к древней религии предков и необходимости соблюдать "верность природе", откуда следует потребность в расовой чистоте. Отсюда закономерный вывод, что самая древняя и чистая раса должна господствовать над нечистыми, припоминаются всякие легенды о королях-священниках и древних языческих орденах, о чаще Грааля и прочих заколдованных мечах, и в текстах нашего автора идёт полный сюрреалистический бред. Интересно, что начав с отрицания религии, националист заканчивает тем, что становится адептом древних языческих культов, что с Крыловым уже произошло. Вообще, он сейчас на уровне отрицания геополитики и последовательной утраты государственного мышления.

Невозможно одновременно быть последовательным националистом-борцом и хорошим теоретиком. Одна из областей деятельности неизбежно возьмёт верх. Не знаю, почему Крылов решил, что его долг - защищать коренные интересы русского народа. Это иллюзия, что умных людей очень много. Настоящие, хорошие, правильно отрегулированные и настроенные на верную шкалу ценностей мозги на самом деле достаточно редки. И если он, как и все русские националисты, разделяет новомодную теорию, что Советский Союз обрушился из-за интеллигенции, этого, стало быть, могущественного класса, то почему бы к этому сословию не примкнуть, не стать кабинетным теоретиком - теперь для возрождения нашего Отечества?

А иначе, сидя на двух стульях, ни в науке не достигнешь высот, да и патриотическое движение в глазах народа только дискредитируешь. Ибо некие колеблющиеся и новоначальные акторы после очередного перформанса московских националистических лидеров будут горестно рассуждать: "Вот они какие на самом деле, наши вожди. По ресторациям чужеземными яствами обжираются. А у моих соратников даже ножей нормальных нет и один короткоствол на десятерых". Рядовой боец, скорее всего, не читал Евангелие, но душою чувствует справедливость утверждения, что "неверный в малом неверен и во многом". И представляет, каким гедонистическим радостям будет предаваться националистический штаб, если ещё на аскетическом этапе борьбы за власть эта элита позволяет себе не только изысканные пиршества, но и самоуверенные рассуждения об этом в общедоступных личных дневниках? Насколько же вырастет масштаб этих пиршеств после прихода к власти?

Noblesse oblige. Служба, призвание, общественный долг должны обязывать. У нас любят служивых людей, то есть служащих чему-то надличностно-серьёзному. Их и уважают. А гедонисты нам ни к чему:) Мы и сами гедонисты:)

Не говорю уже о том, что возникает странное противоречие между ресторанным меню и специфически-патриотическими взглядами наших едоков. Представитель компании "Кока-кола" может прилюдно употреблять напиток только своей фирмы. Если он даже пригубит "Пепси", то тут же будет уволен. Топ-менеджер крупнейшего немецкого автомобильного концерна (по продажам в России и всей СНГ) жаловался мне, что не может позволить себе купить столь любимый "Рендж Ровер", а вынужден - хоть и с огромными скидками - покупать изделия только своей компании. И почему-то только дизельные:)

Человек, позиционирующий себя как русского националиста, может - прилюдно, в открытую - питаться разве что русским блюдами. Разве это не очевидно?
Как там он сам писал? "Инвестирование внимания в чужую культуру". Если Крылов отстаивает интересы русских, то гастрономическое внимание читателей он должен "инвестировать" в русские же блюда: кислые щи, подовые пироги, блины, жареный лещ с гречневой кашей, грибы в сметане, всякие соленья-варенья, квашеная капустка под холодную водочку забродившие меды, брусничная вода, квасы-настойки, и всё такое прочее. Чтобы все знали и гордились: вот они какие, русские националисты! И даже блюда только русские едят. Равнение на них, короче... Личный пример также способствует инвестированию внимания. Иногда и почище пламенных всяких текстов...

Крыловский же пример с питанием при СССР вовсе не убедителен - комментаторы правильно отметили, что практически вся еда привозилась тогда из деревни, и была не в пример здоровее нынешней, напичканной химией и гормонами (мой 16-летний сын очень удивлялся, зачем в отделах для старших школьников продаётся мужская обувь 40-43 размера - _н_и_ _у_ _к_о_г_о_ из его многочисленых сверстников нет ноги меньше 45-го, а у него самого уже 47-ой).

Что же касается перевода внимания читателей на советский период - то это просто некрасиво. Это удар ниже пояса. Кстати: а что, советский период не часть русской истории? Нашей истории, когда мы выиграли войну с самым могучим врагом и - своими силами - провели уникальную, невиданную в истории модернизацию? Надо фуа-гра есть и металлургические гиганты строить? В стране с холодным климатом, лишённой богатых колоний, не имеющей верных союзников, кроме армии и флота, и окружённой сплошными врагами, как показывают последние события?

Но дело даже не в этом. Человек, написавший "Голода в позднем СССР не было. Но русским нельзя было поесть ВКУСНО. Вся еда была невкусной, убийственно, тяжело невкусной <...> Общий же фон был чудовищным. Начиная с детсадовского супчика, воняющего тряпкой, и кончая больничной кашкой-размазнёй, на которую смотреть-то страшно, не то что есть – всю свою жизнь русский советский человек ел мерзкое, поганое, склизское, клейкое, вонючее, блевотное..." - человек, написавший так не любит Россию. Не принимает её как таковую. Русский относится к своему (советскому) прошлому в соответствии с Пушкинскими строками "что пройдёт, то будет мило".

А вообще, есть ли у Крылова записи, где он любуется нашей страной, её людьми, её традициями? Как представляется, крыловское увлечение национализмом - превращённая форма какой-то скрытой ненависти.






P.S. Кстати - всё изложенное очень хорошо объясняет, почему на православных форумах мгновенно стирают темы, затрагивающие сребролюбие отдельных священников и гомосексуализм некоторых архиереев - эта инфа мешает восприятию Христианства в целом.

P.P.S.Чуть не забыл: как могли патриоты-националисты есть фуа-гра? Ведь по мнению одной ЖЖ-шной умницы, умело косящей под патриотку и заодно ненавидящей всё человечество из-за своих разжиревших телес, фуа-грами должна питаться исключительно русская интеллигенция:)
Tags: к проблеме русской интеллигенции, мелкая хрень
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments