Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О том, какой марш нам нужен


По поводу этой записи: "Текст "Неба Славян" для строевого исполнения на РМ"



Полный текст марша и мои рассуждения на эту тему :

1-й куплет

Звездопад, да рокот зарниц.

Грозы седлают коней, 

Но над землей тихо льется покой

Монастырей.

А поверх седых облаков 

Синь соколиная высь. 

Здесь, под покровом небес

Мы родились. 


ПРИПЕВ:
Нас
точит семя орды, 

Нас
гнет ярмо басурман,

Но
в наших венах кипит 

Небо славян.

И
от Чудских берегов 

До
ледяной Колымы. 

Все
это наша земля!

Все это мы!

2-й куплет


За бугром куют топоры,

Буйные головы сечь,

Но инородцам кольчугой звенит

Русская речь. 

И от перелеска до звезд 

Высится Белая рать. 

Здесь, на родной стороне 

Нам побеждать.

ПРИПЕВ:

Нас
точит семя орды, 

Нас
гнет ярмо басурман,

Но
в наших венах кипит 

Небо славян.

И
от Чудских берегов 

До
ледяной Колымы. 

Все
это наша земля!

Все это мы!

Из положительного, что хотелось бы в первую очередь отметить: наше национальное сознание поднимается до создания таких маршей (ну, или использования таких песен для марша, что то же самое). Это не может не радовать.
В марше ощущается настоящий драйв. Последние две строки во всех куплетах и припеве - подлинная находка автора. Да и мелодика тоже вполне ничего.

Теперь из отрицательного: русский дух (в том числе и воинский русский дух) всегда был ориентирован не на небо, но на землю. "Мать-сыра земля", "Родина-мать зовёт", и т.д. Небо ассоциируется у народа с отцом, в то время как Отечество - с матерью и землёй одновременно. Коротко говоря, выражение "небо славян" несёт противоречие в самом себе. Никакого неба у славян никогда не было (если не принимать во внимание всеми позабытую языческую архаику).
О "небе" размышляла весьма незначительная прослойка русских людей, которая в плане непосредственной защиты Отечества никакой погоды не делала:)
Выражение "грозы седлают коней" является литературным изыском, оно рассчитано, скорее, на литературно образованную публику, а не на сурового воина. Как будто К.Крылов текст писал. А так, ежели задуматься, то словосочетание - бред. Кто-то из моих френдов в армии служит, нужно попросить его показать текст офицерам - что они скажут. Ну и выложить здесь все их замечания. Только вот к стыду моему забыл, кто (отвык от ЖЖ в силу ряда обстоятельств). А потом решать, подходит ли эта песня для маршировки на РМ (и для будущих маршей вообще).

Название марша, содранное с одноимённой песни, следует признать неудачным, а фразу "В наших венах кипит Небо славян", используемую для марша - неудачной вдвойне. Да никакое небо у нас в венах не кипит, и не кипело никогда. Вот обида, ненависть, желание отомстить, восстановить справедливость - это да.

Марш такого рода должен быть безукоризненным, литься прямо в самое сердце. Это своего рода манифест защитника Отечества. Здесь важно каждое слово, каждая запятая. Он должен затрагивать самые глубинные архетипы нашего сознания, самые важные струны русской души, ещё не загаженные эпохой либеральных перемен. Это должен быть немудрёный текст - простой, ясный и прямой, как всё русское.

Так вот: у нас всех в подкорке прописано, что небо принадлежит всем, а не одним только славянам. Вот русская земля - наша, границы наши, дух наш, вера наша, реки наши, дома наши, женщины и дети тоже наши, их и следует защищать от врагов. А небо - оно общее, одно на всех. Упоминание его в данном контексте совершенно бессмысленно.
Выражение "Белая рать" ничего не говорит русскому сердцу, что бы ни выдумывали на сей счёт господа поклонники расовой теории. "Русская рать" было бы куда лучше. Не только по смыслу, но и по звучанию: лишняя рычащая буква "р" никак не помешала бы тексту, написанному для мужчин и исполняемому мужчинами. Она настраивает на дополнительный свирепый лад. Буква "л" является слишком художественной, музыкальной. В сочетании с "ш" это вообще был бы ужас. Кстати: а как быть с "Белой ратью" если врагами окажутся, например, англо-саксы? Ведь само словоупотребление "Белая рать" предполагает противника какой-то другой расы.

Медицинский термин "вены" не имеет не только мобилизующего смысла, но и звучания. "Жилы" было бы куда лучше. Тем более, что по венам кровь течёт медленнее и спокойнее, она не бурлит яростно. Да и "ж" звучит всё же свирепее, чем невнятное "в-н".
Слово "басурмане" сейчас малоупотребимо, или это так жителю Москвы кажется?
"За бугром" - сленговое выражение, для маршировки оно никак не подходит. Марш должен быть выдержан строго в одном жанре. И это должен быть литературный жанр.

И что ещё за "топоры куют"? Почему такой устарелый образ? Враг действительно существует, но для его действий наше общественное сознание пока не подобрало адекватного термина. Потому что до всеобщего понимания ситуации дело пока не дошло. Если поклонники либеральных идей сожмутся до маргинальной группы (5 - 7 процентов населения), тогда русское сознание сможет обрести единство понимания. А уже после этого появится и соответствующий мыслеобраз того, что делает (намеревается делать) враг - собирается, окружает базами, затаился, хочет лишить сфер влияния, отобрать часть территории, переманивает друзей, и т.д. Но не раньше.

Вообще, в марше (русском, я разумею) должен быть некий обязательный набор сакральных образов: "кровь", "земля", "мать", "святой (долг)", "враг", (наша) "сила", и так далее. Враг должен быть заклеймён коротко, просто и ясно для каждого бойца - как уже мобилизованного, так и будущего. "Фашистская сила чёрная" и "проклятая орда" были гениальными находками авторов.

В предложенном тексте ничего подобного нет. "Семя орды" решительно не годится. "Орда" должна быть вполне определённая - например, хамская, наглая, грубая, тупая, заокеанская, узкоглазая, чёрная, и так далее. И что такое "семя"? Нечто маленькое, субтильное, на опасного и злобного противника никак не тянет.
Словосочетание "ярмо басурман" не создаёт убедительного образа того врага, от которого терпит народ (и к борьбе с которым должен призывать текст песни). Врага следует обрисовать с максимальной чёткостью, он должен предстать перед внутренним взором воина, готового его поразить. Причём поразить смертельно, иначе нет смысла подниматься на борьбу. А для чего ещё маршируют?

Да, чуть не забыл: слово "жертва" должно быть в тексте обязательно, и если сейчас кажется оно неуместным, то это означает лишь, что ситуация не дозрела. Не дозрела до того, чтобы мы _в_с_е_ поняли и прочувствовали: придётся жертвовать во имя чего-то более высокого, чем "процветание экономики", или, как изволил выразиться Джордж Буш, "сохранения нашего образа жизни".
С другой стороны, эмоциональных преувеличений быть в тексте не должно: марш как таковой, как жанр, ориентирован исключительно на мужское восприятие. А у мужчин, как известно, эмоции простые и незамысловатые: врага - бей, с другом - пей... Это у женщин лавина полуоттенков и смысловых обертонов, ну так ведь марши для женщин и не пишутся:)

Ещё одно важное замечание. Фразы "Нас точит семя орды", "Нас гнёт ярмо басурман", вот самый этот родительный падеж ("кого? чего?") создают страдальческий образ жертвы. Не в смысле смелого героя, готового пожертвовать собой ради Отечества. А в смысле неудачника, допустившего и длительно терпевшего такое положение вещей. "Нас" не должно быть в марше вообще. Везде только объединяющее и мощное "мы". Текст песни должен выполнять сразу несколько задач, одна из которых - создавать у марширующих и слушателей образ той жопы, в которой находится наша страна ситуации, в которой они оказались и с которой призваны бороться. Образ правильный, убедительный, идеологически выдержанный. Типа, больше не можем терпеть засилия наглых дикарей, встаём с ними на борьбу. А не упадочное "нас нагибали-нагибали, но мы, наконец-то, вот теперь, надумали подняться с колен, где пребывали столь долго..." Тем более, что два предложения подряд, начинающиеся на "нас" - это не только усиление смысла (как уже было показано - нежелательного), но и вопиющая стилистическая безграмотность.

Общий вывод: песня в качестве марша решительно не годится. В ней нет ясности, очевидности, постепенной и логичной смены образов - они мешаются, путаются, громоздятся друг на друга. "Смешались в кучу кони, люди..." Ну что это, на протяжении всего каких-то 4 строк: звездопад, зарницы, грозы, кони, земля, покой, монастыри, облака, синь, сокола, высь... Образа - единого и цельного - матушки-России, которую kriegslied призывает защищать, вся эта катавасия не порождает. Более того: по моему мнению, автор текста не особо чувствует родную землю, тот неуловимый русский дух, который мы впитываем с молоком матери. Вся его песня - неуклюжая и довольно нелепая стилизация.

Следует ещё дополнить, что немецкие марши для подражания нам решительно не подходят. Музыка слишком уж на слуху. Да и специфический немецкий ритм, протянувшийся аж от григорианских хоралов до современной Lacrimosa. Русский ритм должен быть более... важным, растянутым, что ли - как, например, в немецком "Ich hatt' einen Kameraden" (в принципе, авторам мелодии марша "Небо славян" это удалось). Что же до немецких текстов... Попробуйте-ка перевести первую строку всем известного "Erika" - "Auf der Heide blüht ein kleines Blümelein". Нет слов. Цветочек, вишь, цвёл себе на горочке, весь такой малюсенький... Немецкий воинский дух - разумею первой половины ХХ века, тот дух, которого нет и по понятной причине уже никогда не будет - вырос из совсем другого источника, нежели формировался и формируется русский воинский дух (см., например, Николас Гудрик-Кларк, "Оккультные корни нацизма". М., "Евразия", 1994, есть в Сети).

Вообще, русское песнопение для маршировки должно быть именно русским. Равно как и жесты, лозунги, система символов... Если что-либо является заимствованным (к примеру, у тех же самых немцев), то любое наше (общественное или политическое) движение окажется по своей сути детской игрой в солдатики. Будучи не выращенным на родной почве, не укорненено в ней, не сопряжено двусторонней живой связью с русской жизнью, оно так и останется маргинальным. Развиваться и поддерживаться народом такое движение не будет. Народ очень точно отличает своё от заимствованного, пересаженного извне. Но это так, к слову.

Окончательный вывод - до "Вставай, страна огромная" представленный текст никак не дотягивает. Но аналогичный по внутренней силе марш появится у нас обязательно. Когда сами до этого дозреем. Когда жизнь подведёт нас всех к необходимости его появления.
Tags: Россия
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 120
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments