Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Об утрате (общего) ощущения Нового Года. Рассуждение от budimir


Первоисточник (с прискорбно малым количеством отзывов):
http://budimir.livejournal.com/39850.html

"...Несмотря на то, что во многих домах в эти дни по-прежнему пахнет ёлкой, мандаринами и салатом оливье, Новый Год мёртв. О чём как нельзя более явно свидетельствуют вошедшие в моду марш-парады дедов морозов, шагающие по стране. Москва, Белгород, Екатеринбург, Ижевск, Чебоксары, Уфа, Сочи – в общем, везде. Тысячи, сотни тысяч клонированных дедморозов. Понятное дело, ненастоящих, теперь и спорить не о чем. Дед Мороз is dead. Его дурное умножение - беспомощная попытка воскресить Дух Нового Года и восстановить былую коллективность праздника.

Эти марш-парады чем-то напоминают инсталляции Спенсера Туника из сотен и тысяч обнажённых тел. Задуманные как манифестация красоты человеческого тела и праздника жизни в отчуждающей городской среде, в действительности они производят мертвящее впечатление, создавая дегуманизирующий эффект.

Рискну утверждать, что не у одного меня - записного маргинала, но и в обществе в целом существенно понизился градус ожиданий, связанных с Новым годом. До него остаётся всего ничего, а атмосфера не то чтобы наэлектризованная. Обыкновенная атмосфера, в пределах нормы.

Нема того, што раньш было. Было же так, что ещё за месяц до наступления сакраментального момента всё вокруг начинало жить его предвкушением. Атмосфера подрагивала и трепетала. Привычное течение жизни нарушалось приступами беспричинной радости, пароксизмами мечтательности и прочими пограничными состояниями.

Двоечник и хулиган Дубинушкин вдруг выучивал урок на пятёрку и по дороге из школы помогал дворовой малышне слепить снеговика, на лице хмурого слесаря шестого разряда Бамбизы блуждали улыбки и пробегали думы, бюрократ Мордасов выходил на мороз в коверкотовым пальто нараспашку и пыжиковой шапке набекрень, щёлкал пальцами, что-то насвистывал и весело болтал пухлым портфелем, вредная старуха Трахтенберг угостила соседскую девочку сахарными петушками на палочках, а вахтёрша Клавдия Петровна не стала орать, когда Гаврилов наследил сапогами, вместо этого добродушно ему попеняв: опять ты, милок, нахулиганил.

Одним словом, удивительные вещи происходили. Каковых сейчас не наблюдается.

А всё почему?

Объяснение первое, вульгарно-материалистическое. Советский новогодний стол был альтернативной реальностью, которая отличалась от ежедневной действительности, как объёмные и полноцветные образы мира отличаются от теневых картинок из платоновской пещеры. Многие блюда и продукты, появлявшиеся на нём, появлялись в жизни простого советского сверхчеловека только раз в году. А бутерброды с чёрной икрой я, например, вообще попробовал всего однажды - именно за советским новогодним столом.

До сих пор этот стол помню. Мясо по-французски. Карп запечённый. Помидоры, фаршированные яйцами. Яйца, фаршированные грибами. Колбаса сухая. Полендвица. Пирог «Чёрный принц». Пирог песочный с вишней. Торт «Птичье молоко». Конфеты «Грильяж в шоколаде». Мандарины. Хурма. Гранаты. Глазированные сырки!

Где вы сейчас найдёте ребёнка, способного обомлеть от вкуса глазированных сырков? Ну, ребёнка, в силу его неопытности, ещё можно чем-нибудь удивить. А взрослого ничем не проймёшь. Разве что приготовить рагу из попугаев какаду, салат из лунной моркови, корня мандрагоры, папараць-кветки? Боюсь, даже это лишь слегка пощекочет его пищевые рецепторы.

Гастрономические изыски перестали содержать в себе праздничное вещество. Не потому, что мы перепробовали всё, всего не перепробуешь, просто ценность еды как праздника сильно девальвировалась. Вопреки (или благодаря) рекламным камланиям a la «и пусть весь мир подождёт» по поводу каждой съедобной сипульки. Сохранили способность искренне радоваться пище только те, кто строго соблюдает посты.

Потом, Новый год – ночной праздник, а ночь, мнится мне, должна была быть мистическим временем для массового советского обывателя. Поскольку в это время среднестатистический советский человек смиренно спал, не видя и не зная, что происходит с миром по ночам. А что ему оставалось делать в это «самое позорное время – от закрытия до открытия магазинов»? Жена вся в бигудях, в телевизоре роятся мухи. Да и как бы не подумали чего – все спят, он один не спит – не «голоса» ли слушает? И он спал. Ежедневная ночь же оставалась в распоряжении служебных людей, дальнобойщиков, законченных алкоголиков, чёрных кошек, интердевочек и прочих бродяг дхармы.

Только одна ночь в году была для всех.

Сейчас ночная жизнь теоретически доступна каждому - хотя в клубы и казино не всякого пускают, но двери ночных магазинов-то открыты всем. В телевизоре столько всего, что палец намозолишь кнопки переключать. И не заподозрят тебя ни в чём – it's a free country. Одним словом, «время ночь» утратило свою ауру недоступности. А значит, и привлекательности, в значительной степени.

Объяснение второе, социо-политическое. Новый год оставался единственным коллективным праздником советских людей, который не был «спущен сверху». Хотя это спорный вопрос: сталинская реабилитация Нового года, на самом деле, была не менее идеологически мотивированной, чем его революционная отмена. Тем не менее, на уровне обыденного сознания Новый год воспринимался именно отдушиной в мире официоза.

В наше время власть осуществляется не так явно. Вроде бы стоит в сторонке. Её как бы почти нет и «никто никого ни к чему не принуждает». Потому необходимость в специальных отдушинах отпала. Дыши – не хочу!

Интересно, что одновременно с этим, власть настойчиво пытается оседлать и возглавить Новый год. В Москве сто тысяч дедморозов проводят анти-оранжевую кампанию, в Минске дедморозы разъезжают на тракторах «Беларус» и призывают детей сказать «спасибо нашему Президенту, Александру Григорьевичу Лукашенко, за такую красивую ёлку!». Почему и зачем это делается – вопрос для отдельной статьи. Нас в данном случае интересует только то, что всё перевернулось с ног на голову – Новый год становится официальным праздником. А всё, к чему притрагивается власть, имеет обыкновение мертветь.

Объяснение третье, социально-идеологическое. Хотя в Советском Союзе и строилось потребительское общество, причём ещё со сталинских времён (достаточно посмотреть тогдашнюю «Книгу о вкусной и здоровой пище» - образчик гастрономического гламура, чтобы с этим не спорить), празднество как принцип жизни, конечно, не внедрялось с той степенью агрессивности, с какой оно пропагандируется сейчас.

Бодрияйр писал, что в наше время всё стало сексуальным, отчего сексуальность распылилась и исчезла, став пустым, знаковым явлением. То же самое, по-видимому, произошло и с праздником. Он разросся и заполонил собой всё. Праздность, можно сказать, стала императивной нормой.

Дух уныния царствует повсеместно. Поэтому гремит музыка, хлещет с экранов кровь, эвересты голых тел. Поэтому «Всё и сразу». «Всё будет кока-кола». «Уступи соблазну». «Не дай себе засохнуть». «Египет круглый год». Толстые дядьки бесконечно на экране строят рожи… (с) Пётр Мамонов

Из Нового Года тщатся сварганить мега-праздник, изо всех сил гальванизируя его труп, а выходит какое-то преждевременное массовое семяизвержение, и больше ничего.

Объяснение второе, социо-философское. Бытует мнение, что советский Новый год – праздник Вечного Повторения Того Же Самого. Думаю, это не так. Скорее наоборот - он оставался единственной «щелью между мирами», «точкой бифуркации» в отрегулированном и предсказуемом советском мироздании. Таил в себе надежду на то, что коммунизм может вдруг, чудом настать.

«Теперь жди любого блага. Тут тебе и звёзды полетят к нам, и товарищи оттуда спустятся, и птицы могут заговорить, как ожившие дети, — коммунизм дело не шуточное, он же светопредставление». (с) Андрей Платонов

На индивидуальном уровне это могло переживаться как возможность нечаянной перемены участи (все остальные 364 дня в году действительности полагалось протекать «как положено» и без сбоев) - этот момент отражён в рязановской «Иронии судьбы».

Понятно, что и это ушло. У общества не стало единого временного пространства, организованного по строгим законам, обязательным для всех. В отличие от политической сферы, временное пространство по-настоящему плюрализировалось. Теперь Эра Водолея для каждого может наступить в свой день. В любое время. Именно поэтому ожидание Нового года перестало быть «культурной доминантой» и умерло как коллективное переживание. Новый год стал личным делом каждого.

Да и шут с ним. Найдём что-нибудь получше для создания общности, чем этот коммунизм на одну ночь. Мы-то живы?

А пока – поздравляю всех с их собственным Новым годом.

«И немедленно выпил»."

И ценное дополнение от тов. palmira:

"...празднество как принцип жизни, конечно, не внедрялось с той степенью агрессивности, с какой оно пропагандируется сейчас.
>Бодрияйр писал, что в наше время всё стало сексуальным, отчего сексуальность распылилась и исчезла, став пустым, знаковым явлением. То же самое, по-видимому, произошло и с праздником. Он разросся и заполонил собой всё. Праздность, можно сказать, стала императивной нормой."


То же самое говорил моей канадской родственнице отец хозяина кондитерской, в которой она работает - итальянец, уехавший с женой из Италии в Канаду после того, как скинули Муссолини. Так что дело не только в "советском". Просто наша страна, видать, действительно отсталая :) - и хранила традиционный взгляд на вещи дольше, чем Запад. Но, по-видимому, Новый свет уже тогда отличался от Старого.

"В те времена в Италии на улицах было спокойно, что ли. Все ПРАЗДНИЧНОЕ появлялось только в праздники. Даже еда. В будни если обычное, в праздники - особенное.
Не было ни этой вечной подсветки, как теперь, ни чего-то кричащего в будни.
Сейчас же "праздник каждый день", все вот это казинообразное мелькание вокруг - поэтому и праздничного настроения как такового не стало..."

=======================
А вот об этом же самом - С. Г. Кара-Мурза:

http://situation.ru/app/rs/books/sovok/sovok5.htm

Покупать вещи без крайней необходимости тогда еще не любили.<...> Вообще, этот способ жизни - скудость в будние дни и безоглядные траты в праздники - был, по-моему, присущ тогда большинству людей. И он продлился надолго, и лишь потом, к концу 50-х, стали переходить на нынешний стиль."


Ну что же? Коли это уже не общий праздник, поздравляю с Новым Годом себя самого...



Пусть этот год принесёт мне счастье.
Tags: философия
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments