Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Преподавание ОПК и национальный вопрос


Размышления по поводу и без. Ну, и после посещения центра Москвы на празднование Нового Года:) А зацепился я за фразу о. Андрея в его выступлении об «Основы православной культуры". Мол, ОПК - «это адаптация детей гастарбайтеров к условиям жизни в России».



Блестящий (по крайней мере, некогда) богослов, которому можно поставить памятник за одно это рассуждение, которое я называю «богословием бабства» - по моему мнению, поддался интеллигентской, то есть просвещенческой утопии.

В условиях идеологемы либерализма ("никто никому ничего не должен") само по себе просвещение иноверных приведет к прямо противоположному результату. "Кто слишком много объясняет, тот слаб".
Самой по себе, даже самой правильной программы Основ Православной культуры (которую так воспевает А. Кураев) на самом деле недостаточно.

Для полноценного просвещения нужны еще две основные компоненты. Первая - наличие одной идеологии в обществе, идеологии связанной с понятием долженствования. Общество в целом важнее отдельной личности, а цель жизни - не достижение беспрерывного наслаждения.

Вторая - наличие правителя, "батьки", олицетворяющего, воплощающего и реализующего такую идеологию. Народ есть ребенок, он не любит, когда требуют и ограничивают во имя неких высших целей, и потому недовольных граждан у "батьки" всегда будет предостаточно*1. Но дело не в них. Только при таких условиях молодежь сможет что-то всерьез воспринять.
Дело в том, что иноверцы, изучающие ОПК в наших школах (а их становится все больше и больше, не зря Кураев в своём выступлении упомянул об азербайджанцах), должны знать, что у русских есть сильный Отец, который требует, судит и наказывает. Как своих, так и чужих. Не требовательные законы (у нас их предостаточно), а именно Отец. Отец нации.

Это особенно важно, если русские ученики окажутся в классах в меньшинстве (в некоторых местах это происходит уже сейчас). Дети - существа не только исключительно чуткие, их ещё отличает выраженная стадность, и если большинство (иноверных) школьников станет воспринимать предмет с откровенной усмешкой, то это _в_с_е_г_д_а_ будет передаваться остальным. Тут проблема даже не в восприятии - ну, поднимут русские школьники вместе с мусульманами на смех догмат о непорочном зачатии Божией Матери, какая ерунда. Проблема в том, что тем самым русские будут издеваться _н_а_д_ _с_в_о_е_й_ _и_с_т_о_р_и_ч_е_с_к_о_й_ _в_е_р_о_й_. Формирование комплекса неполноценности у русских учеников гарантировано.

Почему-то так получается, что толерантное отношение к чужому вызывает у нас подобного рода комплексы. Если немцам либерализм к лицу, то для нас он смерть.

Между тем, в условиях кризиса рождаемость _у_ _р_у_с_с_к_и_х_ как всегда снизится. Нам ведь дай только повод, чтобы не заводить детей. Это у "трудолюбивых мигрантов", ютящихся по 5 человек в одной комнатушке и живущих на 600USD в месяц повода оставаться бездетными нет. И ходить их дети будут в наши родные школы.

Неизвестно, сколько продлится нынешний кризис. Но можно опасаться, что лет так через восемь во многих школах русские дети вполне могут оказаться в меньшинстве. И это в ситуации полной культурной, идеологической и чиновничьей вседозволенности. И вот, сидят в классе 6 русских учеников, 6 кавказских и 6 таджиков. Или узбеков, кто их там разберет. Одним словом, 12 мусульман. А русский учитель вдумчиво так, уважительно, "дистанционно, как экскурсовод" (по выражению А. Кураева) преподает им всем "русские культурные сценарии". А приезжим это надо? - если они и так оказались в большинстве, и знают, и чувствуют, что никто русских никогда не защитит: ни чиновники, ни суд, ни СМИ, ни милиция - хотя бы из боязни быть обвиненным в национализме и «нетолерантности». И учитель при этом _о_б_ъ_я_с_н_я_е_т_, почему русскую культуру (то есть самих русских) нужно уважать этим 12 приезжим!
Вот реальная картина, к которой может свестись преподавание ОПК. Что будет потом с ними? С нами?

Сообразительные мигранты быстро поймут необходимость образования, а «толерантное» чиновничество выправит им необходимые документы. Так что еще через 10 лет «наши друзья» будут доминировать и в ВУЗах. А так как базовых знаний и ума будет им явно не хватать, то учеба чаще всего будет идти за счет взяток трудолюбивых родителей. Тем самым и преподавателям (как большинству русских, куда как толерантным ко взяткам), и отечественным студентам навяжут совсем другие культурные сценарии правила игры, где знания будут выполнять функцию второстепенную. И в которой русские наверняка проиграют. Мы и так проигрываем мигрантам по многим позициям, но у нас осталось нечто немаловажное - наша культура. Теперь пришла очередь и за ней.

В нынешних российских условиях, "интеграция инокультурных приезжих — это миф, она в принципе невозможна". Какое уж тут «усвоение культурных сценариев». И вообще, менторски-властная интонация советской учительницы, над которой иронизирует Кураев – самая правильная. Подлинное Просвещение невозможно без силы *2.

Это сами себе мы кажемся могучей нацией. Хотя бы в некоторых отношениях: ядерное оружие, огромная территория, масса населения, природные богатства, тысячелетняя культурная традиция, и прочее. Но вдруг подумалось, что на взгляд со стороны, мы, русский народ в нынешнем его состоянии, воспринимаемся, возможно, как сироты. Никто не защитит нас - как народ в целом, так и отдельного человека - перед лицом сплоченной агрессивной группы иноземцев. Каждый у нас сам за себя. Мы скопление разобщённых индивидуумов, а не цельная нация и уж тем более не сплочённый боевой отряд.

Именно из-за отсутствия подлинного национального лидера, которым можно гордится, у нас формируется специфическая неуверенность в себе. Та самая, которая отличает детей, выросших в неполной семье (об этом можно сколько угодно прочитать в психологической литературе, напр. у Г. Фигдора "Дети разведённых родителей", она есть в Сети). Так получается, что Родина-мать у нас есть, а Отца нет. И другие всё это чувствуют.

Возможно, приезжие у себя дома тоже такого Отца не имеют - но ведь он им и не нужен (прежде всего,психологически, при их клановом, тйповом родо-племенном строе), Нам же, имперской нации, такая точка фокусировки наших душевных сил нужна позарез. Да и должен быть некий высший судья, к которому мы могли бы апеллировать в случае конфликтов с приезжими. Мы проявляем слабость перед ними именно в силу этого.

А тут мы ещё будем пытаться привить им знание и уважение. Инородцам, все "культурные сценарии" которых основываются на инстинкте силы. И который призывает их добить некогда сильного, который теперь ослаб. Ну и ещё на чётком разделении "свой - чужой". Никогда не обращали внимание, какая мелодия установлена в мобильниках мигрантов в качестве звонка? Практически всегда - их национальная. О своих собственных корнях они не забывают никогда. И наша "толерантность" для мигрантов - удобное средство для выживания в чуждой среде, а все наши потуги привить русскую культуру - ничто без ощущения силы. _Н_а_ш_е_й_ силы. В действительности, либеральная терпимость к приезжим - это утрата наших культурных норм. Это форма усвоения чуждых нам "культурных сценариев". Это - в конечном счёте - прогиб перед приезжими.

«Святитель Василий Великий в свое время относил к нравственно-безразличным поступкам обучение юношей к ремеслу». Точно так: преподавание наук и ремесел нейтрально, и чуткие приезжие со временем будут учиться им с удовольствием (чтобы занять в нашей экономике ключевые места). А вот при изучении русских «культурных сценариев» такое преподавание наверняка даст осечку.

Абсолютизация просвещения и недооценка необходимости власти и силы - характерная особенность старой русской (то есть «доперестроечной») интеллигенции, как царской, так и советской. Впрочем, каждое сословие меряет остальных по себе.






Примечание.


*1Кстати, именно поэтому никто никогда не ценил и всячески критиковал _с_в_о_е_г_о_ собственного Отца нации, но уважали других национальных вождей: ведь их требования к своим гражданам со стороны малозаметны. Например, россияне очень уважают Лукашенко, а большинство белорусов им недовольны. Истина простая, как мир: "нет пророка в своём отечестве". Начинаем ценить, когда теряем.

*2Что можно предложить? Только раздельные школы. Отдельное обучение детей русских и «инокультурных приезжих», где этих последних будут пестовать не только учителя, но и классные наставники, отставные военные. «Не будешь уважать коренное население – получишь в лоб». Это единственное, что нам остается.

Пока черновой вариант текста
Tags: чорное дело
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments