Екатерина Сальникова. "Праздник съедает любовь". Автор очень близко подошла к пониманию некоторых вещей, но главных обощений, самых категоричных выводов так и не сделала. Может, потому что женщина:)
Полный текст статьи здесь: http://vz.ru/culture/2007/2/13/68240.html. У меня, как обычно, отдельные цитаты.
"Новый праздник – День влюбленных – у нас прижился, но всенародным не стал. Он требует светского афиширования своих чувств или публичного признания ценности любви вообще. А российские массы к этому не приучены. Проще ограничиться «гендерными» поздравлениями. Мальчиков – в конце зимы. Девочек – в начале весны.
Так что миссию поздравления с Днем святого Валентина берут на себя массмедиа и торговля. У них есть прямая заинтересованность в таком дополнительном празднике, на котором можно делать деньги или информационные поводы.<...>
...Концепций любви у рекламы хоть отбавляй. Вариант первый: роман человека с предметом. Нежные ритмы, прикрытые в томлении глаза, медленные прикосновения изящной руки к бутылочкам, тюбикам и коробочкам. Душ вдвоем с шампунем или гелем. Завтрак или обед вдвоем с блинчиками или супом из пакетика. Он страстный мужчина. Но его главная страсть – это кофе... Очень ходовая трактовка любви – для тех, кто разочаровался в людях.
Вариант второй: любовь втроем, иногда похожая на любовное соперничество, иногда – на мирную сексуальную оргию, иногда – на здоровую ячейку общества. Он любит Ее, но больше любит Чипсы и поэтому избавляется от Нее как от третьей лишней. Он и Она любят друг друга, а вместе они любят жидкое мыло. Или вся семья собирается за одним столом – с любовью к таблеткам от переедания. Вещи и вещества занимают прочное место в кругу близких. И нас уговаривают, что именно без них семья не будет полной.
Но среди вечных банальностей немало абсурдистских, сюрных, социально островатых и ненамеренно двусмысленных нюансов. Похоже на бессознательный бунт рекламы против собственной пресно-приторной рутины и рекламных приличий. Самым романтичным так и тянет назвать сюжет об утюге, который медленно скользит по «телу» рубашки, а та, наконец сдаваясь под напором этой стальной ласки, обнимает утюг рукавами. Подразумеваемый слоган: «Зачем нам кто-то третий?»
В нетрадиционную ориентацию невольно играют два ролика. Сюжет о четырех женщинах, демонстрирующих свой загар от специального лосьона. Очень похоже на компанию с настроением «мы все так нравимся друг другу»... И сюжет о паре мужчин, встретившихся для общения за желто-черным роялем. С настроением «игра в четыре руки – это только начало». <...>
...Потрясает ролик о любви к успеху. Соки «Любимый» рекламирует «прекрасная няня» – на сей раз подавая его даме, похожей на Ренату Литвинову. Анастасия Заворотнюк, она же непотопляемая Виктория, позволяет себе Ренату Литвинову передразнить. Это сюжет о соперничестве двух женщин-брендов разных поколений.
Женщина-бренд более старшего поколения оказывается на подхвате у молодой и новоиспеченной конкурентки – но тем самым подтверждает популярность своего эксклюзивного стиля. В пору признать: «Любимый – потому что конкурентоспособный». <...>
...Из символа душевной органики сердце окончательно превратилось в символ предметного внимания. Уже не подарок становится социально-психологическим жестом, выражением чувств, а скорее наоборот – эмоциональный жест уподобляется подарку. Вот тебе сердце – и не требуй любви всерьез.
Носи на здоровье сердечко или пользуйся на здоровье. Это не то чтобы я тебе свое сердце с трепетом вручаю. Это я тебе дарю украшение или полезную вещь, а то вдруг у тебя ее нету. Ничего, сердце – дело наживное. <...>
...Непроизвольно рождается очень скептический и в то же время игровой миф о сердце как объекте манипуляций и предмете трансформаций. Сердце – декоративная форма для всевозможных механизмов, запрятанных внутри. А пластически внятный, приятный руке и глазу декор для механики или оформления бытовых функций называется дизайном. Сердце – это не просто одна из форм современного дизайна. Это символ дизайна как такового.
В своей неуемной фантазии индустрия XXI века не замечает, что у каждого предмета в форме сердца появляется дополнительный смысл, не всегда веселый. Так, воздушные шары в виде сердца – всегда напоминание о преходящности чувств. В любой момент любовное счастье может лопнуть. Мыло в виде сердца – обещание убывания любви в быту вплоть до полного ее исчезновения. Свеча в виде сердца – предупреждение о гибели страсти вместе с умиранием тела человека. «Так догорай, огарок!» – говорил Макбет. Он понимал, что такое свеча. Что значит свеча в виде сердца – лучше не понимать. Или придется никогда ее не зажигать. Вечное сердце не может быть горящим.
Наиболее оптимистичны на таком фоне каннибальские мотивы. Угостить любимого или любимую сердцем – что может лучше характеризовать вечную природу человека-хищника, уважающего потроха? Для самых невинных есть леденцы-сердечки. Для респектабельных буржуа – классические конфеты conversation hearts. Для тех, кто любит попроще и погорячее, – пельмени в виде сердечек. И еще много всяких лакомств – от десертов до сандвичей.
Покуда мир стоит, человечество будет съедать не только из ненависти и не только от голода, но еще чтобы символически выразить великую любовь. Кого люблю, того и ем."
Да, а самые главные и самые категоричные выводы вы можете сделать прямо здесь. В комментариях:)
Journal information