Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Богословие музыки и энергия этноса


Если вы ожидали экшена, то расслабьтесь, его не будет))

Собственно, меня всегда интересовала проблема нашего западничества. Тотального, глубинного, начинающегося и заканчивающегося с мелочей. Что, уже переболела им Россия, снялось оно (в гегелевской терминологии "gehen zu grunde"), и Россия ощутит в себе самостоятельный стержень и собственный путь. Или наш удел - вечно, постоянно быть как сбоку припёка у Запада, поднимая те культурные и технологические крохи, которые он будет бросать нам с барского стола?

У меня в машине играет Стинг. А ещё Джо Коккер. А ещё Queen - самые последние их альбомы - в самом лучшем качестве, японского производства, за жуткие деньги покупал (сейчас их уже не достать, "Союз" их не закупает, он на грани банкротства). А ещё у нас у всех в телефонах стоят западные мелодии. Поголовно у всех.

А у кавказцев, узбеков, таджиков - нет. И сколько не приходилось нанимать их на работу, всё время обращал внимание - практически не встречаются западные мелодии.
И я завидовал этим ребятам. Всё время думал: умеют же уважать своё национальное достояние, национальную культуру. Не оторвались, как мы, от родных корней. Слабо нам поставить русскую казачью песню в качестве рингтона? - да ведь через неделю надоест.

Сегодня покупал грецкие орехи у своего постоянного продавца на рынке. Он замечателен тем, что, пока взвешивает, разрешает мне безнаказанно и в немалых количествах пизд... подтаскивать у него жареные орехи кешью, которые люблю нестерпимо, но покупать не могу - боюсь растолстеть (если рядом оказываются какие-то покупатели, то обычно офигевают от моего хамства:) Продавец меня хорошо помнит, уважает, и, кстати, никогда не обвешивает.

Ну ладно, сегодня он с братом был. А брат его выглядит ну совсем как белый человек, прям европеец-европейцем. И вот картина: мне завешивают грецкие орехи, я тем временем спешно наедаюсь кешью, а у брата продавца звонит телефон. И опять в качестве звонка установлено что-то непонятное и чурочье. Я возьми, да по простому его, с набитым ртом, и спроси: почему они - почти все - слушают только национальную музыку? Почему не любят, скажем, западную, или, на худой конец, русскую? Ну, думаю, чурка-чуркой, вот пусть он мне и объяснит, в чём загадка нашего западничества и почему их, мусульман, миновала чаша сия. Коротко, ясно, без культурологических причуд, и словами не длиннее 6 букв.

Ответ его меня потряс. Это было совсем не то, что я ожидал услышать. Дальше компоную в один ответ весь наш диалог.

"Это не наша национальная дагестанская музыка. Её мало кто у нас в телефоне ставит. Это песня на арабском. Почему её слушаю? Ну мы же молимся на арабском, на арабском читаем Коран, на арабском же делаем намаз. Арабские песни для нас своего рода тренировка в языке. И большинство моих земляков ставит в телефоне песни на арабском. Почти все мусульмане так. Это же наши истоки, наше самое главное. Этим мы живём. Всё это в арабском языке. О чём это песня? О любви - парень любил девушку, у них всё было хорошо, но он ей изменил, и песня о её страданиях. Английские песни мы не любим, потому что у них, на Западе, в песнях всегда разврат. А у нас - нет, у нас песни про природу, про горы, про любовь... В английской культуре про любовь неправильно поют, это не о самом чувстве. Они все о разврате. Я вообще английский язык не люблю, изучал только французский, часто бываю на французских новостных сайтах в Интернете".

- Чёрт подери - подумал я. - На каком языке мы молимся и читаем Библию? На церковнославянском. Это значит, я должен ставить старинные русские песни или даже знаменное пение у себя в машине. Ведь Византии как таковой у нас нет. Блин, седая древность, крюковое письмо. Это даже не Бортнянский с Веделем, и не нынешние церковные восемь гласов. Разумеется, знаменное пение есть у меня на виниле, но ведь это же всё безумно далеко от нашего менталитета, от нашей жизни, от самих нас. Я слушаю Стинга, а подрастающее поколение - Cradle of Filth, но какая, в сущности, разница? Это музыка, отвечающая запросам нашего времени. Это музыка, в снятом виде несущая наш менталитет. И, обратно, этот менталитет формирующая. А у дагестанца - его менталитет - выражают песни на арабском.

В своё время, давным-давно, я написал работу, которую озаглавил "Богословие музыки" (это примерно 1996-1997 год). Искать её всё равно лень, поэтому выжимку положу здесь

За основу я взял евангельскую притчу о возвращении блудного сына.

1. Сын жил себе припеваючи у отца, но страсти потянули его на сторону.
2. Отцовское имение (то есть свою долю его) он прокутил, тратя деньги, по гоголевскому выражению, "на актёрок". Здесь же, в этой части идёт повествование о его мытарствах после того, как кончились деньги.
3. Тут парня осенило: вернусь-ка к отцу своему, может он примет меня хотя бы в качестве раба?
4. Возврат и жизнь припеваючи у родителя, обогащённая новым (хотя и весьма рискованным) опытом.

Что мы имеем? Спокойное, равновесное состояние системы -> накопление возбуждения -> разрешение от возбуждения-> покой"

Если у вас есть фортепиано (или гитара под рукой), то возьмите обычный аккорд на тонике. Потом на субдоминанте. Потом на доминанте. Потом снова на тонике. Если нет фортепиано, но есть гитара, то ещё проще - это те самые три "блатные аккорда", которые все умеют играть. При каждом аккорде представляйте себе этап истории с блудным сыном. И вы всё поймёте.

Но евангельская история с сыном вторична. Она вторична от некоего главного, столбового исторического события, без которого не было бы ни блудного сына, ни убийства Авеля, ни пришествия Христа, ничего.
Это грехопадение Адама. Смотрите:
1. Адам и Ева тоже живут припеваючи в Эдеме.
2. У них начинаются всякие метания, диалоги со змием, и прочее. Грехопадение совершается, изгнание из Эдема тоже. Начинается собственно человеческая история, полная страданий. Мечта о воссоединении с Творцом.
3. Пришествие Христово.
4. Возвращение человека к Богу (ну, это уже кому как удалось)

Вся мировая история, но теперь в развёрнутом виде, повторяет историю блудного сына. То есть, в конечном счёте - грехопадение Адама. Именно из него и разворачивается вся история человечества, а уж Запада-то - вполне.

Нетрудно видеть, что каждый из воцерковляющихся проходит через тот же самый путь. "Не точiю же, но и сами начатокъ Духа имуще, и мы сами въ себѣ воздыхаемъ, всыновленiя чающе, избавленiя тѣлу нашему..." (Рим. 8:23).

По тому же пути движется и познание:
спокойствие -> интерес к объекту -> постижение объекта -> возврат к спокойствию.

Половой акт строится по тому же самому принципу: спокойствие-> нарастание напряжения-> кульминация-> разрядка. Как видим, секс вполне укладывается в ту же самую схему грехопадения.
Поучительно посмотреть, что сделал Фрейд: упрощённо говоря, он заявил, что "сексуальная схема" лежит в основе всего сущего, сделал её базовой, универсальной. Все остальные он объявил вторичными от неё. И ведь народ ему поверил! Ну как же, это так клёво - секс))
В то время как "сексуальная схема" - лишь одно из проявлений одного и того же закона, причём связанного с грехопадением, то есть уже уже несущего в себе нарушения.

По тому же принципу строится (современное) литературное произведение: изложение - кульминация - развязка.

В эту же схему укладывается и женское (или детское, это одно и то же) любопытство:
1. Изначальное спокойствие (тоника)
2. Интерес к объекту (субдоминанта)
3. Овладение объектом, желание вернуться к спокойствию (доминанта)
4. Возврат к прежнему состоянию (тоника).

Этот же механизм работает и в интуиции. А ещё в истории, геологии, и ещё чёрт знает где. Схема-то универсальна. Ею пропитано всё наше бытие. Всё бытие наше пропитано грехопадением - наша история, наша жизнь. Всё наше естество напоминает нам о нём.

А теперь взглянем с этой точки зрения на знаменное пение. Где там напряжение? Где там страсть? Где озарение? Где ниспадение, прыжок с доминанты на тонику? Где вообще прыжки сразу на целую кварту или даже квинту, отражающие страсти, причём самые пагубные? Обычно нет там ничего этого. Знаменное пение не несёт в себе грехопадения в снятом виде. У него совсем другая, куда более глубокая, благодатная энергетика. Там есть тоника, уход от тоники и возврат к ней. Это в чистом виде поиск Бога, без первоначального ухода от него, без страстного желания вернуться обратно. Знаменное пение не несёт в себе и не возбуждает в слушателе страстей.

Так вот: наша (читай, европейская) музыка, а также классические церковные 8 гласов, принятые последние 2 столетия, в снятом виде несут в себе энергетику грехопадения. Наша душа следует за этой музыкой, повторяет все её перипетии. Каждый раз, приобщаясь к современной музыке, мы культивируем грехопадение в себе, всё заново и заново воспроизводим его, как повторение изначального столбового события. При каждом прослушивании современной музыки мы - пусть и в незначительной степени - заново актуализируем в себе грехопадение Адама и всю последующую историю его страстей.

Да, чёрт возьми - вся культура нашего, типа христианского мира, благодаря этому "падшему строению", и впрямь обрела невиданный в истории динамизм. Только вот какой ценой? Чем именно мы за это платим? "Что пользы человеку, если он весь мир обретёт, а душе своей повредит?"

А в арабской музыке идеи грехопадения нет. Нет трёх наших блатных аккордов. Она строится на тех же принципах, что и наше знаменное пение. Она не обращается к душе человека и не предлагает ей совершать грехопадение - всё вновь и вновь.

Вот я тут на Ютюбе нашёл кое-что для исллюстрации:

Сначала арабская песня (с вполне вполне себе современным ритмом, это нормальный видеклип). Обратите внимание: при всей современности, музыка нашего, "христианского" пути не повторяет. Она только отходит от тоники и тут же снова возвращается к ней. Мелодически рисунок самый что ни на есть примитивный. При всей вроде бы современности клипа.

С точки зрения этого музыкального сознания, вся западная музыка (да и наша заодно) - безусловно, разврат. Ибо строится на трёх "блатных" аккордах, то есть говорит о возрастании напряжения, а потом разрядке, то есть - о сексе. Так что мой дагестанец вполне себе прав. В самую суть вещей, так сказать, копнул:)

При прослушивании обратите внимания, чего вашей душе не хватает: вот этого европейского мелодизма, постоянных взлётов и разрешений, но не простых, а тройных - посредством трёх аккордов. Отражающих - мы теперь это знаем - первородный грех. Актуализирующий его в нашей душе - каждый раз, при прослушивании европейской музыки. У восточной музыки (и древнерусского распева) не было движения "тоника - свбдоминанта - доминанта - тоника". Было просто блуждание от "печки" (тоники) и постоянное возвращение к ней. Музыка ведёт нашу душу за собой - в этом магия первоначального её смысла.



Сначала я другую музыку в текст запихнул, индийскую. Она строится по точно такому же принципу, так что тоже подтверждает исходный тезис:

<

Теперь православное знаменное пение, типичный образец. Обратите внимание: музыка не делает резких скачков никогда, описанного мною движение также отсутствует:



Если вы полагали, что я для сравнения тут Стинга представлю, то ошибаетесь. Вот вам Бетховен, 7 симфония ля мажор Op. 92, часть первая, "Poco sostenuto. Vivace". Это Караян, а не хухры-мухры (мне впрочем, больше нравится Карл Бём - в смысле нравился, когда учился в Универе и фанател от этой симфонии - вообще тогда от Бетховена фанател, особливо от его четвёртого концерта, если вы понимаете, о чём я:).

Слушайтесь и наслаждайтесь. Всё тут есть. Тема лирического героя, его любви. Тема злых сил (ну, или враждебного общества, что то же самое в системе музыкальных образов Бетховена). Борьба лирического героя с этими самыми злыми силами - а на самом деле, восстание человека против Традиции в самом высоком смысле. Это абсолютная, совершенная гордость; как выражался Ленин, "алгебра революции". Ну и Вальтер Шубарт тоже очень метко называл это "прометеизм" (в книге "Европа и душа Востока", сейчас лень искать). Если внимательно прислушаться в самом начале, то заметим, что как будто колокол бьёт (от 2:07). Медленно так раскачивается, тяжёлый набатный звон (в исполнении Карла Бёма это куда лучше заметно). Призыв к восстанию. А у Бетховена вообще вся музыка этот призыв. К борьбе с пошлой, консервативной традицией. С отжившим прошлым. С гнусным самодержавием. За что Ленин его и любил. Разрушать, вообще, довольно прикольно, но при этом важно понимать, что следует строить. И что МОЖНО построить. Что неизбежно получится при строительстве.



Так вот, что наше знаменное пение, порождённое традиционной культурой, что арабская (мусульманская) музыка - тоже самое. И именно к этой последней и тяготеют все мусульманские народы. Вот где они черпают свою энергетику. В своём изначальном, в самой сути, в глубине, в мистическом ядре их традиции. А мы тяготеем к Западу, к восстанию против собственных корней, к прометеизму.

Дагестанцы (а вместе с ними ещё половина населения земного шара) верят в Коран и слушают арабскую музыку. Мы (и вместе с нами - другая половина) верим в Запад и исключительно в него.

О чём мне этот дагестанец и рассказал.

Tags: Восток - Запад, богословие, культура, музыка, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →