Самая лучшая формулировка, которую я когда-либо видел. Из беседы с детским психологом:
"Корр.: В каждой семье, где есть дети, рано или поздно встает вопрос о том, как с детьми начать разговор о вопросах пола, потому что дети эти вопросы рано или поздно зададут. Существует две точки зрения. Одни считают, что эти вопросы не должны обсуждаться, дети и так сами все узнают. Другие же считают, что, напротив, детям надо дать максимум информации по этому вопросу. Как следует решать эту проблему на Ваш взгляд?
И.М.: Я, конечно, не могу сказать, что такой проблемы не существует вовсе. Но мне кажется, ее масштаб в последние годы сильно преувеличивается некоторыми сексуально озабоченными взрослыми. Думаю, что, когда ребенок интересуется вопросами пола (а он этим интересуется в разном объеме в разное время своей жизни), тогда ему и надо отвечать, причем в как можно более общей и условной форме.
Корр.: Вопросы эти задаются тогда, когда ребенок совершенно целомудрен, и, конечно, дети задают их в совершенной своей чистоте. А родители в такой же (подобной детской) чистоте, как правило, ответить не могут. И возникают такие мифологемы, как "аист" и "капуста", "тебя в магазине купили". Хорошо ли это?
И.М.: Очень хорошо! Я как детский психолог скажу, что это очень верно. Это веками говорится и про "аиста", и про "капусту". Думаю, что довольно давно стали говорить и про "магазин". Очень верно. И знаете, никому из взрослых людей это не повредило. Как мы видим, человеческий род продолжается уже не первое и даже не второе тысячелетие.
Плод обязательно должен быть запретным до времени, чтобы потом, когда ребенок вырастет, этот плод был сладким. Тогда род продолжается. Если этот плод перестает быть запретным, а следовательно, сладким, то человек, так уж он устроен, ищет другие запретные плоды. Не поэтому ли на Западе так много гомосексуалистов. Это - другой запретный плод. Впрочем, он тоже уже не запретный. Когда несколько лет назад я попала в Германию на Всемирный конгресс по социальной психиатрии, то европейские и американские ученые говорили о том, что проблема номер один современного западного мира - это сексуальное сожительство взрослых и детей. Вот какой запретный плод сегодня сладок людям Запада. Ну а если этот плод перестанет быть запретным, а следовательно, сладким… что ж, тогда ждите поиска других плодов. Именно Скандинавия, в частности Швеция, первая восприняла секс-просвещение в школе. Прямо сразу где-то после "знаменитого" 1968 года. Вот была так называемая сексуальная революция в Европе, и Скандинавия стала просто-таки пионером сексуального просвещения.
Корр.: Скажите, но возможен ли вне семьи такой сокровенный, интимный, умный разговор о вопросах пола, может ли подобный разговор быть школьным уроком, публичным выступлением?
И.М.: Я думаю, что нет. Говорить на тему телесной любви нельзя прилюдно. Посмотрите, в культурном русском языке не существует ни одного слова для обозначения физической стороны любви…
Корр.: Вот я все время об этом задумываюсь. Как говорить о том, что совершенно невозможно назвать?
И.М.: Лучше задумаемся о другом: что же означает тот факт, что в таком богатейшем языке, как русский, нет "культурных" слов для обозначения плотской любви? Это значит, что культура строго "секретит" саму тему. А на каком языке говорить? Есть мат, и есть гинекологическая терминология. Ну, наши секс-просветители домашние, российские, они, конечно, уверяют, что псевдогинекологический жаргон - это самое оно. Но представьте себе, что ребенку говорят про "пенис", "фаллос", "оргазм", "эрогенные зоны". Это вообще конец света! Я бы даже сказала, что нужно трижды подумать, что гаже, вредней для психики: мат, который ребенок воспринимает как откровенную непристойность, или "культурно-гинекологическое" просвещение. Я считаю, что второе гаже.
Корр.: Я тоже так думаю, честно говоря. Мы часто слышим: "Плохо, если ребенок об этом узнает в подворотне. Плохо, если об этом ребенку расскажут в туалете". Но если ребенку "про это" расскажут в туалете, то это всегда будет "туалетно". Если в подворотне, то это будет нести свой отталкивающий стыдливый момент. Поэтому мне кажется, что даже подворотня в какой-то степени есть сохранение того, чему даже название сегодня совсем забыли: целомудрия.
И.М.: Совершенно верно. Зачем пугать подворотней? Почему некоторые оправдывают сексуальное просвещение тем, что, мол, иначе дети узнают "про это" из подворотни. Подворотня, как сказал бы культуролог,- это неотъемлемая часть подростковой субкультуры. Проходит подростковый возраст, вместе с ним проходит подворотня, и уже юноша по ночам вздыхает о любимой девушке, стихи пишет, гуляет под ее окнами, сходит по ней с ума. И она видится ему неземным, бесплотным существом. Но если он в 7-8, в 12 лет видел учебное пособие с половыми органами в разрезе, учил на эту тему некий параграф, отвечал у доски… Представляете, приходит учительница, в очках, в нарядной блузе, развешивает эти пособия, дети открывают учебник… И я, кстати, хочу сказать, что и картинки в этих учебных пособиях намного непристойнее, чем фотографии в порножурналах. Это просто смешение черного и белого. Полное смешение черного и белого!
Потому что одно дело порнографический журнал, который мальчишки смотрят под партой и, опять же, знают, что это непристойность. А другое дело, когда в учебнике. Учебник для детей - эталон. В учебнике - эталонная информация. И когда там это все в характерной манере учебника, так сказать, серьезно, с рисунками и схемами… Я видела всю эту мерзость. Между прочим, когда мы с моей коллегой Татьяной Шишовой в Германии читали курс для студентов Гамбургского университета, они с нами как-то разоткровенничались после лекции. И я помню, как один очаровательный, чем-то напоминавший героев Т. Манна, так сказать благородный, юноша сказал: "Какие вы в России счастливые, вы знаете, что такое любовь. Мы тоже это знаем, но только по классической литературе. Мы очень хотим полюбить, но не можем, потому что получили сексуальное образование в школе и, когда видим девушку, вспоминаем, что нам говорили про эрогенные зоны и фаллопиевы трубы"..."
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/12m/medvedeva_shishova/dontgivebirth/26.html
специально для Любаева Александра
Journal information