Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

О духовных соблазнах новообращенных христиан»

«О духовных соблазнах новообращенных христиан»


...В отношении к ближним наиболее часто y новообращенных человеческое заменяет Божественное; в отдельных лицах, особенно дyховного звания стремятся видеть сверхавторитетов, не осознавая при этом нарушения заповеди: ``Не сотвори себе кyмира``. В отношении к ближним же проявляется тот недуг, когда истинная христианская жизнь, которая есть жизнь по велению любящего сердца, подменяется ложной жизнью по одномy лишь сyхомy рассyдкy.

...В отношении к самомy себе новообращенный совершает ошибки касательно собственных дyшевных сил: не дает развития своемy yмy, воле, эстетическомy чyвствy, как бы приглyшая их, и дyмает, что христианское смирение тождественно физическомy и интеллектyальномy ``опрощению``.

...Часто новообращенный не замечает искусственного сокращения дистанции между Всесвятым Богом и падшим сердцем своим. Такая приближенность к Богу в уме своем, безусловно, налагает своеобразную печать на духовное состояние новообращенного, - не всякого, а того, кто подпадает под этот соблазн. Естественно, гордыня человеческая тотчас получает пищу, когда мы как бы насильственно вводим Бога, Его Божественные совершенства, Его Божественные действования в свою жизнь, полагая, что все эти совершенства и действования нам ясны, мы в состоянии их для себя замечать, определять и соответственно этим действованиям изменять и собственную жизнь.
Невольно человек себя ощущает, а потом и осознает особой, приближенной к императору, и занимается духовным сочинительством: видит проявление Божественного действования, Промысла там, где прямо его вовсе даже и не наблюдается. Ясно, что это основа прелестного духовного самосознания.
Часто проявляется подобная болезнь в ложном мистицизме. Особенно на это падки представительницы прекрасного пола как существа более романтичные, быть может; эмоционально окрашены все их переживания, часто начинают приписывать различным мелочам, подчас будничным, в жизни своей проживаемого дня некое нравственное значение: "К чему бы это, а что сие значит? Видимо, Господь мне подсказывает делать то-то и то-то". Начинают сопоставлять даты, дни, месяцы, недели и года: появляется своеобразная мистика чисел, доходящая порой чуть ли не до оккультизма.

Мы очень часто встречаем в новообращенных, в людях искренних, добрых, ревнующих по Бозе, явление, которое может быть названо замаливанием...

Божия действует в нас не без нас, - не без нашей воли.

...Это замаливание, нарушающее режим дня, сбалансированность наших духовных и вещественных упражнений, приводящее к потере остроты, трезвенности восприятия мира, людей, событий, и что странно: к угашению чувства ответственности, долга, - явление весьма характерное.

...Иногда новообращенный просто впадает в род душевного недуга: отводя на утреннюю молитву часы (бывает, не может закончить правило и за два с половиной часа), не ценит время,

...Есть комплекс новообращенных в семье, когда родители, имея под руками живой и пластичный материал, из каждого ребенка хотят сделать преподобного Сергия или Серафима Саровского, - все это опять же чревато дурными последствиями.

...Очень часто новообращенный, устремляя око на мир, помрачается самим созерцанием мира и мирового зла. Мы, православные христиане, более, чем кто бы то ни было, чувствуем и понимаем тайну исторического процесса, знаем, что есть тайна беззакония, очевидно, догадываемся, что тайные силы мирового зла соединены друг с другом, но когда вместо всемогущества Божьего в мировоззрении новообращенного, в самой сердцевине его поселяется некий паук, который как бы сковывает всемирный исторический процесс, и таким образом христианин исполняется зла и отчаяния от созерцания мирового спрута, - как бы его ни называли, - тогда, конечно, совершается подмена, и мечтательность приходит на смену трезвого восприятия истории.

...Прилепившись к священнику как к человеку, думая, что физическая приближенность к духовному руководителю является искомым, в присутствии священника мы не испытываем своей борьбы с помыслами: уходят все вопросы, мучающие душу, атакующие вдали от пастыря, -и новообращенный впадает в некую духовную расслабленность. И потому мы часто нарушаем заповедь: "Проклят человек, который надеется на человека" (Иер.17.5). Последсвие этой болезни, - а через нее проходят большинство в разных формах, - общеизвестны: потеря нравственной свободы, духовной самостоятельности, излишний критицизм, который приходит как реакция на обожествление пастыря.

...В отношении к ближним у новообращенных наблюдается еще и следующая ошибка. Они стремятся просветить всех и всякого, попадающегося на их пути, - начинается своего рода дyховное ``инквизиторство``. Если совершенного христианина характеризует осторожность, тактичность, чуткость, нежелание подавить чью-либо свободу, новообращенный более всего напоминает танк, наезжающий и подминающий под себя слушателей. Лучшая картинка, характеризующая новообращенного: хватает человека, ждущего своей очереди в общественный туалет, откручивает пуговицы на его сюртуке и проповедует ему, игнорируя его не столько нравственное, сколько физическое состояние. При этом человек становится сyхим и черствым рационалистом, живет не сердцем, а yмом. Очень печально наблюдать равнодушие, отчуждение от человека в новообращенном фарисее, который букву ставит перед духом. Типичный пример: нежелание проводить в последний путь, скажем, умершего сродника, который не являлся церковным человеком. То есть, новообращенные часто называют неверующими, безбожниками близких людей, бывают парадоксально черствы, близоруки, эгоистичны по отношению к ним. Часто рвут родственные, дружеские связи слишком решительно, ибо не соблазн дышит на них, но непонимание и горечь обиды.

...Очень часто, неправильно воспринимая Бога и Его Промысл, Его Проведение, новообращенный человек выполняет первую часть пословицы: "На Бога надейся", но "сам не плошай", - это ему не понятно. Часто подмечаешь в новообращенных некую пассивность, бездеятельность, которую они оправдывают полнотой упования на Бога всезнающего, всеведущего. Такой человек не решается ни на какое действие, он лишь ожидает излияния Божией благодати, забыв, что под лежачий камень вода не течет.

...Часто люди, едва уверовавшие во Христа, коренным образом меняют отношение к самим себе. Вместо того, чтобы подтянуться, оправиться, следить за своей чистотой, за внешним своим видом, новообращенный мысленно залезает в ту пещеру, где спасались и спасаются, по его мнению, Божии люди. Нечесаная голова, немытые уши, расхлястанная одежда, сутулость осанки, вечный траур под ногтями, давно не мытое лицо - вот всем знакомый портрет философствующего юноши-христианина. Выходя на лютый мороз, забывая шапку-ушанку, он говорит: "Бог милостив", - не замечая, что немилостивые симптомы менингита начинают сковывать его мозг. Отсутствие духовной рассудительности, отсутствие здорового отношения к своему естеству - вещь совершенно неправославная: скорее, это эскапизм, какой-то извращенный буддизм, - как угодно назовите, - но только не Православие. То же самое наблюдается и в отношении своих способностей и талантов. Часто, стремясь к духовной простоте, мы приходим к толстовскому опрощению, теряем живые искорки души, теряем знания, которые долго копили в нашем юношестве, в ученичестве, и сами потом начинаем страдать, не знаем, как себя в Церкви применить, куда приложить к лучшему свои силы. Но ведь такое физическое и интеллектуальное "самоотрицание" не имеет ничего общего с христианским смирением.
Tags: христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments