Всё то, что свалилось на нас за последние сто лет (разумею, свалилось на русское общественное сознание) - все эти либерализмы, права человека, примат законности (а не совести), институт президентства, миф о прогрессе, индивидуализм, удовольствие как высшая цель жизни, и прочее, прочее, прочее - все эти практики, институты, навыки, практики и модели - всё это должно быть переварено нашим общественным сознанием.
И переварено должно быть прежде всего в РУССКОМ ЯЗЫКЕ, в нашей языковой стихии. Язык есть концентрированное выражение национального исторического опыта. Опыт переваривается прежде всего в языке.
И до тех пор, пока народное сознание не выработает собственных, самобытных обозначений для всего, перечисленного. И пока всё это не переварится в языке, наш народ (в целом) не сможет это понять, принять, и уготовать всем этим новым реалиям подобающее место.
Схема здесь такова: на народ обрушивается новые реалии, новые вызовы, новый исторический опыт. Некоторое время народ барахтается в нём, как щенок в воде. Потом выделяется группа людей, осмысляющая этот опыт и отражающая его в языке - не кальке с оригинала, но в полностью оригинальных формулах, адаптированных к восприятию всем народом. Эта группа людей подхватывает разрозненные смысловые потоки, смутно носящиеся в народе, всякие неосознаваемые интенции, осмысляет их и закрепляет в языковых формулах - теперь полностью адаптированных к мировосприятию всего народа. После чего формулировки уходят обратно в народ, растворяются в нём, поднимают его самопознание на новую высоту, и баста - осмысление нового этапа окончено. Осмысление в полностью органических формулах и формулировках.
Это описание процесса с точки зрения социодинамики идей; его можно рассмотреть и под другими углами зрения - как смены элит, например, конфликта производительных сил и производственных отношений, перехода из количественных изменений в качественные, и так далее...
Всё наше общественное сознание, в силу тотальной коррумпированности отечественных СМИ, практически полностью переместилось в Интернет. В частности, и в ЖЖ. Поэтому не следует недооценивать то, что мы здесь все пишем - каждый из нас, на своём месте. Ибо все вместе мы делаем важную работу - осмысляем наш исторический опыт. Это важная и нужная для нашего народа работа. Не следует недооценивать сей дневниковой писанины...
(во время ночной поездки на велосипеде; трезвым такого никогда бы не стал писать)
Journal information