Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О познании женщин


Специально для vulgata, по поводу её вопроса.

«Жалуются на равнодушие русских женщин к нашей поэзии полагая тому причиною незнание отечественного языка: но какая же дама не поймет стихов Жуковского Вяземского или Баратынского? Дело в том что женщины везде те же. Природа одарив их тонким умом и чувствительностию самой раздражительною едва ли не отказала им в чувстве изящного. Поэзия скользит по слуху их не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте как они поют модные романсы как искажают стихи самые естественные расстроивают меру уничтожают рифму. Вслушивайтесь в их литературные суждения и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия... Исключения редки...»

Строкам этим в черновом автографе предшествовало: «Руссо заметил уже, что ни одна из женщин-писательниц не доходила далее посредственности — кроме Сафы и еще одной, говорит Руссо, разумея Новую Элоизу, которую он выдавал за невымышленное лицо. Vitam impendere vero <Жизнью жертвовать истине>.
Они вообще смешно судят о высоких предметах политики и философии, нежные умы их не способны к мужественному напряжению мыслей, предметы изящных искусств с первого взгляда кажутся их достоянием, но и тут, чем более вслушиваетесь в их суждения, тем более изумитесь кривизне и даже грубости их понятия. Рожденные с чувствительностию самой раздражительной, они плачут, над посредственными романами Августа Лафонтена и холодно читают красноречивые трагедии Расина».


А.С. Пушкин (http://www.pushkin-town.net/.apushkin/915.htm)


Чехов в одном из лучших своих рассказов («Скучная история») говорит устами своего героя: «современная женщина столь же груба сердцем, как и в средние века».

Мужское отношение (разумею, истинное, а не декларируемое) к женщинам чаще всего склоняется к одной из крайностей.
1. "Все бабы - неисправимые дуры". Обычно оправдывает мужскую "кобелиность".
2. "Женщины - ангелы". Ранее этой точки зрения придерживались подростки, обычно развитые гуманитарно. Сейчас у них у всех есть Интернет.
3. "Точно такие же люди, как и мы. Совершенно одинаковые". Уровень понимания как у тургеневского Базарова - типа, у каждого же есть селезёнка: "Ты проштудируй анатомию глаза - откуда там взяться загадочному взгляду?" Мужики, мышление которых тяжко поражено либерализмом (то есть лозунгами "свобода, равенство и братство").

Проблема в том, что рано или поздно все три категории мужчин обретают некоторый опыт. Жизнь ставит перед ними некие вопросы. И один из них - "как женщины воспринимают классическую музыку?"

Безусловно, в этом наброске содержится некоторое упрощение. Однако без него нельзя. Иначе придётся создавать уникальный контекст, то есть слишком большой текст.

Для понимания проблемы в ней можно, например, выделить главное и второстепенное. Можно выделить первичное и вторичное. Кроме того, придётся отвлечься от частностей и исключений. Можно также рассматривать процентные соотношения каких-то качеств.

Так вот, у мужчин - назовём это условно "углублённостью" встречается примерно в 80 процентах случаев. У женщин - менее, чем в 20-ти. Или иначе: для мужчин понимание неких углублённых вещей первично, а внешнее выражение их - вторично, то есть малозначительно. Для женщин же всё обстоит наоборот.

Некоторая способность понимать высокое искусство у женщин есть, но оно составляет примерно четвертую-пятую часть от мужской способности. То есть она в несколько раз слабее. Женщинам это не нужно, они совсем другим живут.

Далее, женщины очень точно чувствуют дух времени, настроение эпохи, «градус общества». Лет 40-50 назад они любили поэтов. Полагаю, в то время женщины культивировали в себе способность более глубоко чувствовать и стихи, и ту же серьёзную музыку. В каждом классе была девочка - иногда и не одна, которая знала наизусть «Евгения Онегина» (я уже не застал эту эпоху). Потому что она любила и умела чувствовать поэзию. Мой сын знает наизусть примерно треть романа в стихах – и то исключительно потому, что я очень много, исключительно много вложил сил в его воспитание.
Сейчас женщины любят т. наз. «состоявшихся мужчин» - бизнесменов, чиновников, и так далее. Поэтому способность воспринимать серьёзную музыку у большинства из них и не развивается. Таков дух эпохи, и женщины мигом сориентировались на него. А в послевоенную эпоху женщины вешались на шею военным. Всё это совершенно нормально, женщины никогда не выше и не ниже своей эпохи, но, напротив, совершенно точно отражают её. Какова эпоха – таковы и женщины. В эпоху «свободы, равенства и братства» женщины будут показывать братское, равное и очень даже свободное поведение по отношению к мужчинам.

Далее, всегда следует исходить из того, что женщина сильна прежде всего своими инстинктами. Одним из главных инстинктов, определяющих её поведение, является поиск высокостатусного самца. Женщину всегда гипнотизировала знать. Одна и та же музыка, но написанная малоизвестным композитором и популярным, вызывает у неё разные чувства. То есть сама музыка оказывается чем-то вторичным. У мужчин совсем не так.

Это означает, в плане художественных увлечений женщины, что она сызмальства станет увлекаться теми авторами, которые у всех на слуху, то есть в моде. Если в моде будет Бетховен, то женщины, безусловно, будут лучше воспринимать его музыку (хотя неизвестно, насколько лучше). Если в моде группа «На-на», и все сверстницы вокруг будут прыгать вокруг этой группы, то Бетховен нашей женщине ни к чему.

Кроме того, есть и ещё один немаловажный момент. Становление мужчины зависит от его Учителя (это может быть и собирательный образ, например, некоего учёного или даже науки в целом). Только тогда мужчина сможет увидеть на внутреннем своём экране "картинку". Женщина же воспринимает некие углублённые вещи чаще всего через своего мужчину. То есть он видит своим внутренним зрением, а женщина как бы чувствует изнутри его самого - и тем самым приобщается к этим самым углублённым вещам. Это связано с тем, что у женщин "внутреннее зрение" направлено не на познание внешнего мира, а на любимых людей. Я неоднократно об этом писал.

Кроме того, женщина может всерьёз увлечься неким углублённым предметом, если им живёт мужчина, в которого она влюблена. Насколько глубоко она станет понимать его – неизвестно. Скажу лишь, что потом, в законном браке, это её увлечение чаще всего проходит.

Безусловно, среди женщин встречаются самые разные исключения. Но процент их мал и погоды не делает.

И потому удобнее - для мужского читателя, в первую очередь - использовать упрощение. Мужчина воспринимает серьёзно, стремиться постичь смысл музыкальной идеи. Женщина в первую рчередь думает, как она выглядит. Такое упрощение и используется в исходном тексте.

Когда я служил в храме, то неоднократно участвовал в чине венчания - читал Апостол, выносил вино, возлагал венцы на головы, и так далее. И у меня была прекрасная возможность сравнить выражение лица жениха и невесты. Жених практически всегда был очень напряжён. На его лице была одна и та же мысль - нужно понять, что происходит. Понять древний язык чинопоследования, зачем брачующихся водят трижды вокруг аналоя, что там говорит священник, и что, вообще, там поёт хор. И лишь когда священник подносил к парочке чащу с вином (символизирующую общую семейную чашу), жених отрадно впивался в неё губами - во всём процессе появилось хоть что-то для него осмысленное и понятное. Мол, поднесли чашу - надо пить. И как можно больше.

С невестой такого никогда не было. Она цвела и радовалась. Она вся сияла. Её не мучили никакие сложные вопросы. Невесту совершенно не волновало, что там происходит - она понимала, что происходит самое главное, то, что происходило с людьми всегда. Нечто традиционное, проверенное временем, правильное. "Наконец-то он мой" - было написано на её лице. Какая там, к чёрту, чаша!
Контраст между выражением лица жениха и невесты был настолько значителен, что, стоя рядом с возглашающим молитвы священником, я поневоле упивался этим.

Относительно последнего Вашего предложения. Апокалипсический диагноз следует выносить не женщинам как таковым, со всеми особенностями их и недостатками – а эпохе, превращающей их в глупых и меркантильных дур. Той самой эпохе «свободы, равенства и братства».
Tags: М_и_Ж
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments