Причастие - основа Христианства, его, так сказать, суть. Квинтэссенция. Что является квинтэссенцией нынешнего общества, потребительского? А с другой стороны, почему именно современное.... Прогресс же - в нынешней его форме - и раньше был. Нужно копать с самого начала, ab ovo.
Что самым первым изобрели Адам и Ева сразу после грехопадения? Некие одежды. Тут и нужно копать. Из одежд родилась мода. Её можно назвать надстройкою над прогрессом, "прогресс штрих".
Скорее всего, именно мода - квинтэссенция прогресса. Причащаясь Телу и Крови Христовых, мы получаем духовное наслаждение (все остальное аспекты причастия - страх, очищение - пока опускаю). Покупая модное, услаждаясь им, мы причащаемся Прогрессу. И - одновременно - актуализируем в своей душе первоначальное, "столбовое" событие - грехопадение перволюдей (в моём старом текст "Что есть истина?" было расписано, что такое столбовое событие).
Мы приобщаемся одновременно к моде, и к первоначальному Адамову греху. Кстати: про моду говорят: "поветрие". И про неё же употребляют все те термины, которыми награждает Новый Завет дьявола - "господство в воздухе", "веяния моды". Следует обратить внимание, как держат себя на подиуме манекенщицы, какое у них выражение лиц - будто они богини. Они искренне ощущают себя таковыми: «Я – божество, а ты должен мне поклоняться, недостойный». А ведь демонстрируют они как раз модные вещи.
То есть манекенщица на подиуме выступает как сложносоставной соблазн - одновременно как сексуальный объект; как божество, персонифицирующее прогресс (ибо манекенщица демонстрирует модное); и одновременно - как демонстрирующая одежды – подспудный намёк на первородный грех. Товарищи из сексты нудистов искренне верят, что, избавляясь от одежд, возвращаются в первозданное, райское состояние. Иными словами, они верят в бытие рая, признают грехопадение, помнят про библейский эпизод с одеждами из третьей главы кн. Бытия – однако при этом как-то забывают о пришествии Мессии…
Разве не мода? Разве не мода является самою искусительною вещью в прогрессе? Разве не моде приобщается в первую очередь молодые люди? Разве не по моде встречают они друг друга? Разве не модная одежда позволяет женщине чувствовать себя на высоте, быть в центре внимания, уподобляться богиням-манекенщицам? Разве не мода заставляет нас забыть о смысле бытия?
Тело Христово передаётся посредством хлеба. Мода - в первую очередь - посредством одежды. В некотором смысле, Адам и Ева причастились запретного плода - и тут же их мозги заработали в сторону одеяний. Одежда, мода, грехопадение, прогресс - всё это элементы из одной, общей матрицы. Той, что существует ныне, и которая сменила Божью, изначально заданную. И одна из важнейших задач нас, христиан - реконструировать её, понять, как оно всё было. Ибо Христианство есть жизнь в постоянном сравнении с эталоном.
Одежду нужно менять, она изнашивается. Кроме того, женщине – которая более чем кто-либо несёт в себе весь смысловой и метафизический массив грехопадения - нужна красивая и постоянно новая одежда. И пошло, поехало...
В Причастии сам хлеб (булочки, просфоры, и так далее), используемый в подготовительном процессе (чине Проскомидии) нас не интересует - мы причащаемся сути Евхаристии, Телу Христову. Также не интересует нас материал одежды (обуви, и так далее) - мы приобщаемся к моде как таковой, к духу ее, покупая модные вещи. Входим в поток, в мейнстрим. Если в моду войдёт синтетический мех - все будут брать одежду из такого меха, а не из более тёплого натурального. Мы так и говорим: "носим модное". Приобщились, так сказать...
То есть сама мода как таковая, дух её, важнее, чем материал, из которого шьются (актуальные в этот сезон) одежды и изготовляются популярные вещи. И Литургию, в принципе, можно отслужить на любом хлебе, пшеничном, ржаном, овсяном, гречневом - например, если епископ сидит в тюрьме, и выбора у него нет.
Мода есть духовная квинтэссенция прогресса (в нынешних, падших его формах), самый дух его, суть его. Одно дело, новая, более удобная вещь (скажем, раньше были длинные шубы, а потом стали короткие куртки - они удобнее для работы, например, починить сани зимой). И совсем другое дело - новая, более модная куртка взамен старой, вышедшей из моды. Или куртка более актуального сейчас бренда.
Вкушая Тело и Кровь Христовы, мы причащаемся самой сути Христовой веры, Самому Христу. Покупая модное, мы приобщаемся к сути прогресса - постоянной изменчивости как формы соблазна.
Следя за модою, покупая только и исключительно модные вещи, ментально и эмоционально онанируя на неё, мы отдаём себя, свою вечную суть "духу века сего", погружаем свою душу в обречённое заведомому тлению.
<недописано>
Journal information