Отто Ранк утверждает, что эдипов комплекс является универсальным принципом для объяснения древних мифов.
Однако сам миф об Эдипе является отражением метафизических реалий гораздо более глубокого порядка - он базируется на понимании универсальности грехопадения. Земля - мать, отец - Бог. Эдип стремится овладеть землею (и одновременно Евой, своей женщиной) полностью, безраздельно.
Это базовое падшее стремление всех людей; до грехопадения Адам существовал лишь в тени него.
То же и Люцифер: там Вселенная - мать, Бог - как отец.
Эта схема воспроизводится и в расколе Церкви: теперь каждая из церквей стремится полностью овладеть человечеством. Уж как минимум католики точно. Там всё то же. Модель универсальна, миф лишь предчувствует ее. Эдипов комплекс - наследие грехопадения.
Занятно, что Фрейд стремится истолковать миф с помощью своего мгновенного ключа-алгоритма, учения о сексуальности. Между тем, сексуальность в нынешних ее формах (а также всех этих сублимациях, отражениях и вытеснениях) есть непосредственная наследница грехопадения. Что сделал Адам сразу же по изгнании из Эдема? Построил кущи, начал каяться и молиться? Щазз. Враз занялся сексом со своею ненаглядной (почему-то хотелось написать не "враз", но по славянски, "абие"). Этим сексом он закрепил свой грех и приумножил его.
Что делает Фрейд? По сути дела, он создает учение, вытесняющее правильное понимание грехопадения и заменяет его другим. Вместо духовно и нравственно выверенного понимания грехопадения (а значит, и греха)
Фрейд водружает аксиологически нейтральную сексуальность, для которой все относительно. Якобы нейтральную.
Journal information