Даже из самого факта, что человек оставляет открытыми комментарии, он уже будет отличаться определённой открытостью. У него как бы душа нараспашку: приходите все, комментируйте, это всё для вас.
Текст, внизу которого открыты комментарии, воспринимается как открытый, как выложенный для всех. Он как бы говорит: «можете написать всё, что угодно, я всё это восприму». Смотрите, что происходит дальше. Приходит читатель, делает какую-то свою запись, комментирует. Следующий читатель воспринимает текст не одного, но двоих. Каждому следующему читателю достаётся уже больший текст. Десятый читатель разговаривает не с одним автором, а со всей этой толпой.
Если же комментарии закрыты (для него пока не видны), то читатель чувствует себя наедине с этой записью. Ему доверили самое сокровенное. У читателя возникает ощущение сближения с автором, нахождения с ним в одной комнате. Именно закрытые комментарии создают ощущение доверительной интонации автора. Парадоксальным образом, закрытые комментарии увеличивают интимность текста, а все думают, что наоборот – раз ты можешь комментировать, то это и есть интимность.
Эталонная дневниковая запись должна иметь закрытые комментарии.
Более того. При закрытых (временно заскриненных) комментариях каждый читатель вынужден интеллектуально трудиться, выносить собственное мнение о тексте. Текст индивидуальным образом усвоится им. Он не будет ориентироваться на мнение других читателей. Элемент стадности при восприятии уменьшается.
Если же он видит под записью хотя бы десяток коммов, то в своём отзыве начинает ориентироваться на них. И если все эти десять человек восприняли текст примерно одинаково, то ему ничего не остаётся, как с ними согласиться. Не следует недооценивать влияния на нас мнения других.
(вставка в текст "30 причин, почему дневник истощает автора")
зима 2007г
Journal information