Толерантность, всепонимание, всечеловечность, признание других стран и цивилизаций, якобы имеющих право на.., а в действительности проводящих эгоистичную имперскую политику (как то пишет Кургинян в "Слабости силы" или Кожинов во всех своих работах) - конечно, изобличает вроде как высокое, мудрое, чуть ли не христианское отношение к другим.
Однако существенно то, что - в конечном счете - такое всепонимание не рождает пассионарности, того самого "огня", о котором говорит Кургинян.
По-настоящему пассионарные (народы, цивилизации, отдельные люди) всегда, если можно так выразиться, "высокомерны". То есть признают собственное превосходство в существенных основаниях и готовы развивать лидерскую энергию, вести за собой.
Полное всепонимание, абсолютная толерантность ведет к пассивности, апатии, утраты жизненного запала, "воли к власти".
И если невозможно в реальности достичь некоторого постоянного, правильного баланса между всепониманием и "высокомерием", то следует снова принять ту модель "качелей", по которой живет Россия: периоды толерантного "всепонимания" должны неизбежно сменяться периодами "огня", радостного ощущения собственного превосходства.
И способствует ли вообще христианство такому огню - вот вопрос.
(Читая С. Кургиняна "Слабость силы. Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальное обоснование". М., 2006).
Journal information