Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О народных "предрассудках", рациональном отношении к природе, ну и русских девушках, разумеется:)


В своём труде «Правда железного занавеса» А. Панарин неоднократно указывает на отношение современной западной цивилизации (и, шире, модерна, а также одного из его воплощений - социализма) к природе как пассивном и даже демонизируемому объекту механического преобразования. Постоянно идёт противопоставление человека и природы. Как там говорил Базаров у Тургенева? «Природа – это мастерская, а человек в ней работник». Рациональное начало западной цивилизации вытесняет ощущение единства человека и природы. Рациональное всё более подавляет естественное, живое, заменяя его чем-то искусственным. Точную цитату не нашёл, но кому надо, поймут.

И вот я начал думать, а почему существует такое противопоставление, вот этот разрыв? Чем именно заполнялся он в домодерновые времена? Ведь должно же существовать что-то, что объединяет в человеческом восприятии (и, шире, практике) мир земной и мир духовный? Как выкручивались простые люди традиционной культуры? Как связывали в своём восприятии все стороны бытия?

И вот читаю в великолепной книге И.И. Шангиной «Русские девушки» следующее:

«Возвратясь домой с посиделки, девушка должна была аккуратно положить прялку на место, перекреститься и сказать: «Ну, слава Богу, сегодня попряла!» По поверью, если девушка ляжет спасть, не благословясь, то ночью ей кикимора перепутает кудель.

И дальше:

«Согласно поверью, в Рождественский сочельник прялку полагалось забросить на чердак, чтобы остатки кудели на ней кикимора превратила в шёлк, а веретено надо было оставить на ночь на перекрёстке дорог, чтобы черти намотали на него шёлк, и чтобы обеспечить счастливую жизнь в замужестве».

И ещё:

«По народным представлениям, и само вышивание – не просто «украса», а сакральный процесс. В народе говорили, что клубки ниток девушки приносят канарейки, мотушки – кукушки, пяльцы и швейки – канарейки, а узоры вышиваются в «святые дни».

Или вот:

«Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их – как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году… ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни – потенциальные женихи».

По поводу проводов Масленицы (её чучело сжигали на огромном костре):

«Крестьяне верили,: чем выше будет пламя костра, тем лучше будет урожай на следующий год, и тем больше девушек выйдет замуж».

Какая интересная выстраивается связка: религиозное событие (так или иначе адресующее нас к сакральным реалиям) - > народный «предрассудок» (кукла Масленицы) -> урожай -> непосредственный выход на уровень личной жизни девушки (замужество в будущем году). Все пласты пересекаются, "работают" один в другом.

Или вот ещё, как перекликаются народные поверья, религиозные праздники и личная жизнь:

«Считалось, что в Пасхальную неделю девушки могут «ухватить удачу за хвост» - добиться желаемого, поскольку в эти дни «Бог делит счастье» и происходят всякие чудеса. Для этого девушки отправлялись рано утром смотреть, как солнце «играет на восходе», во время праздничной литургии просили у Бога хорошего жениха, каждая девушка старалась первой попасть на колокольню и позвонить в колокол, чтобы первой из подруг выйти замуж».

Если вдуматься, какая это красота. Тут тебе и Пасха, и колокол, и замужество, и всякая вера в чудеса, и любование красотою солнца.

«Чаще всего это было Вознесение, когда почти повсюду шёл хороший рост озимых хлебов. «Проведать жито» отправлялись небольшими группами: дети, девушки, женщины. Девушки должны были «посмотреть жито» первыми. Крестьяне говорили: Где девки шли, сарафанами трясли, там рожь густа, умолотиста, уколотиста»; «Где хоровод водит, там жито родит, а где не бывает, там жито вылегает» (хоровод – одно из средств консолидации девушек в сплочённую группу - КБ). Считалось, что девушки-невесты, потенциальные матери, могли передать свою силу земле, пробуждающейся после долгой зимы».

«Все девичьи развлечения на Седмицкой неделе и в Троицу были связаны с «Троицкой берёзой», цветами и травами. Береза издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она вступала как счастливое дерево, оберегающее от зла, изгоняющее болезни, приносящее добро. В Семик-Троицу деревенские и городские улиц, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы. Главным эпизодом девичьих празднеств в большинстве губерний России было так называемое завивание березки, то есть её украшение и чествование. Обычно девушки втайне от мужского населения деревни, иногда под руководством пожилой женщины отправлялись в лес… Развивали берёзку, то есть снимали с неё все украшения, расплетали ветви, обычно в Троицу, в Духов день… Прежде чем развить березку, осматривали свои венки и гадали по ним о замужестве. Если веник увял – девушка вряд ли выйдет замуж в этом году, если он сохранил свежесть – то её вскоре ждёт счастливый брак…»

Предлагаю взглянуть на народные «предрассудки» не с узко-рациональной точки зрения, а в смысле их единства с остальными пластами бытия. Смотрите, какая красивая смысловая связка:

«Обрядовые действия, происходившие в день Аграфены Купальницы (св. мученицы Агриппины, 23 июня/6 июля - КБ), являлись своеобразной прелюдией к обрядам следовавшего за ним дня Ивана Купалы. В день Аграфены Купальницы впервые после долгой зимы разрешалось купаться: считалось, что Бог отпускает в воду тепло, а Иоанн Креститель наделяет её животворящей силой... В этот день снимался запрет на сбор цветов и трав с магическими и лечебными целями... Девушки рано утром большими компаниями, тайно от парней, отправлялись на реку или озеро, подальше от деревни. По дороге собирали букеты, стараясь найти ворожейные «иваньковские» цветы... Полностью обнажённые, они купались, бросали в виду букет или цветок, загадывая желание. Задуманное должно было исполнится, если букет или цветок уплывал по воде, если же он тонул, попадал в водоворот или прибивался к берегу – это означало, что желание не исполнится, и, более того, девушку ждёт беда... Девушки старались получить от воды здоровье и красоту. По народным представлениям, это можно было сделать не только во время купания, но и собрав с помощью полотенца утреннюю или вечернюю росу. Вытирая влажным полотенцем лицо, надо было сказать: «Святой росой умоюсь, золотой ризой покроюсь. Пошли мне, Господи, честь хволостную, чтоб меня все любили, все уважали, все почитали. Аминь, аминь, аминь… В северных губерниях России девушки вечером отправлялись в баню и парились вениками, а которые были вплетены целебные травы: мята, полынь, ромашка, купальница, Иван-да-марья, крапива. Выйдя из бани, забрасывали веник на её крышу: "Куда повернётся комлем – туда и замуж выйдешь..." <...>Считалось, например, что если парень и девушка, прыгая через купальский костёр, не разомкнут руки, то их любовь будет вечной. Если во время прыжка парень подхватит на лету упавший с головы девушки венок, то он имеет право к ней свататься. Иоанн Креститель в фольклорных текстах воспринимался даже как устроитель брака... В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества... В Смоленской губернии борозду проводили от дома девушки к дому понравившегося ей парня, чтобы он быстрее посватался...»

«Существовало поверье, что молитвы, произнесённые в день Покрова Божией Матери, получают силу заклятия, а девушка, пропустившая обедню, никогда не выйдет замуж.»

«В русской деревне Кузьма и Демьян (свв. Косьма и Дамиан, праздновались 1/14 декабря - КБ) считались покровителями домашней птицы и брака – «кузнецами свадеб».

Наше восприятие «народных предрассудков» основывается на гипертрофированной рационализации бытия. Мы судим о них с узко-сциентисткой точки зрения, редуцируем к научному опыту. Между тем, именно эта рационализация, выхолащивает, вытесняет наше ощущение единства с природой. Дело не в том, существуют ли на самом деле кикиморы, и перепутают ли они кудель. Проблема в том, что, утратив веру в кикимор, мы утратили живое, внутреннее единство с природою.

Не утверждаю вовсе, что следует вернуться к народным поверьям и уверовать в канареек и кикимор. Я понял самое главное – так называемые «народные предрассудки» выполняли важнейшую функцию, были необходимым связующим звеном в системе представлений человека традиционного общества. Они связывали его с наличным бытием.

Живое, непосредственное ощущение единства с природою было возможно только если верят в кикимор, берёзки, и приносящих нитки канареек. Для самых широких масс, разумеется. Безусловно, на определённом уровне духовного развития такое единство обретается вновь – но только этот уровень достижим лишь для единиц... Ели бы всех этих народных "предрассудков" не было, их следовало бы выдумать.

Да, и если где-то увидите книгу И.И. Шангиной «Русские девушки» (СПб, «Азбука-классика», 2007, 350 стр. тв. пер, цв. илл.), непременно купите. Получите непередаваемое, невыносимое наслаждение. Большего приобщения к русским традициям и старой русской жизни я нигде более не встречал.
Tags: М_и_Ж, философия, цитаты
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments