Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

Имя любимого человека


Раньше я неоднократно задумывался, почему при сильной влюблёности невозможно называть свой "предмет" по имени? О том же самом слышал от самых разных людей (разумеется, речь идёт о той культуре, где было принято по-настоящему влюбляться, а не использовать человека как предмет потребления). Теперь появились кое-какие мыслишки на сей счёт. Но сначала цитаты.

Д. Фрезер в "Золотой ветви" пишет, что для первобытного мышления "между именем и лицом или вещью, которую оно обозначает, является не произвольной и идеальной ассоциацией, а реальными, материально ощутимыми узами, соединяющими их столь тесно, что через имя магическое воздействие на человека оказать столь же легко, как через волосы, ногти или другую часть его тела, первобытный человек считает свое имя существенной частью самого себя и проявляет о нем надлежащую заботу - североамериканский индеец, к примеру, «относится к своему имени не как к обычному ярлыку, но как к самостоятельной части своего тела (подобно глазам или зубам) и пребывает в уверенности, что от дурного обращения с именем проистекает не меньший вред, чем от раны, нанесенной какому-нибудь телесному органу <...> C этим обычаем связано большое число любопытных правил, относящихся к сокрытию или изменению собственных имен». На старости лет некоторые эскимосы выбирают себе новое имя; надеясь с его помощью обрести новые силы. Туземцы племени толампу на острове целебес верят, что, записав имя человека, вы можете вместе с ним унести и его душу. Многие из современных первобытных людей считают имена существенной частью самих себя и прилагают много усилий, чтобы скрыть свои подлинные имена и тем самым не дать в руки злоумышленников оружие против себя <...> Австралийские аборигены нередко держат личные имена в тайне от всех из боязни, «что, узнав ваше имя; враг может магическим путем использовать его вам во вред» <...> У племен центральной австралии каждый мужчина, женщина и ребенок кроме имени, употребляемого в обиходе, имеет тайное или священное имя, которое присваивается ему старейшинами сразу же или вскоре после рождения. Оно известно только членам групп, имеющим полное посвящение. Упоминается это тайное имя лишь в наиболее торжественных случаях - произнесение его при женщинах или мужчинах из другого клана расценивается как серьезнейшее нарушение племенного этикета (в нашем понимании к нему можно приравнять разве что случаи самого вопиющего святотатства). Во всяком случае имя произносится только шепотом и лишь после того, как приняты все меры предосторожности, чтобы никто из посторонних не смог его подслушать - «туземцы не сомневаются, что, узнав их тайные имена, иноплеменник получит благоприятную возможность нанести им вред путем магии» - тот же страх, по-видимому; породил сходный обычай у древних египтян, чей сравнительно высокий уровень цивилизации странным образом уживался с пережитками самой грубой дикости - у каждого египтянина было два имени: истинное и доброе или, иначе; большое и малое. Доброе, или малое, имя было известно всем, истинное же, или большое, имя египтяне держали в глубокой тайне. Ребенок из касты брахманов также получает при рождении два имени: имя для повседневного обихода и имя тайное (оно должно быть известно только его отцу и матери) - последнее имя произносят только при совершении обрядов, например обряда бракосочетания..." (источник).

О том же самом пишет исследовательница Атхарваведы Т.Я. Елизаренкова: "Слово, по понятиям ведийцев, отражает суть обозначаемого им предмета. Частным случаем этого общего представления является оценка связи между именем и его носителем. Имя - это суть человека, и "захватить" имя врага, т. е. узнать его имя, означает получить врага в свою власть. Поэтому свое имя следует скрывать - отсюда мотив узнавания тайных имен в заговорах Атхарваведы и называние этих тайных имен: ведь правильно назвать, произнести - значит сказать истину, иначе, приобрести магическую власть..."

Не здесь ли кроется разгадка? Не остался ли в нас глубоко запрятанный архетип, что имя, вызывающее столь сильные чувства, является сакральным, то есть не упоминаемым всуе? Быть может, влюблённость лишь актуализирует в нас этот древний архаичный пласт? Отчего и придумывают многие всевозможные профанные заменители, типа "Малыш", а также "Киса", "Рыбка", и не пойму что ещё... Какое чувство может быть сильнее влюблённости? Разве только страх смерти.

Влюблённость по сути своей - явление языческое.
Tags: М_и_Ж, психология
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments