Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

В. Можегов. "О русской идее, триаде графа Уварова и универсальности христианства"


...В высоком смысле (а, говоря об идее, мы обязаны следовать именно ему) нация формируется там и тогда, когда в некоей населенной географической области возникает устойчивое стремление к общему идеалу. Национальная идея есть, таким образом, некий вектор, путеводная звезда нации — всем одинаково ясный (пусть и на разных уровнях) смысл бытия. Это есть, наконец — образ любви, свойственный данной нации. "Прекрасная Франция" или "великая Британия" — в этих самоназваниях манифестирует себя дух народа. Идея — это мечта (или, быть может, память о потерянном рае?), но у каждого народа она своя, ему одному свойственная...

...Триада графа Уварова так же далека от национальной идеи, как небо далеко от земли и как любовь далека от закона. Да и странно было бы успешно развивающейся стране определять свои общественные устои в качестве национальной мечты. Уваров лишь вывел закон, определил государственные основания, о чем и уведомил царя в своем докладе. Но государственные устои — это еще совсем не та заочная область духа, где обитают идеи, это область идеологии, земля идей. Вот об нее-то и спотыкаются сегодня многие добросовестные патриоты, принимая землю за небо и впадая в уныние, видя совершенную неадекватность реальности усвоенным аксиомам…

...Смысл существования Руси-России быть может только лишь в том, что всей своей историей она утверждает, что возможна и на земле жизнь как стремление к идеалу (не достижение, но, непременно, стремление): вектор, без которого цивилизация потеряет свой главный смысл, а человек в ней потеряет свою главную о себе Мысль...

...Архимандрит Софроний Сахаров, автор книги о преподобном Силуане Афонском, так писал этом: "Бог создавал мир, и главным образом человека, рискуя. Если Человек подлинно свободен, как образ и подобие Бога, то неизбежно мы мыслим, что Бог "в начале" создавал чистую потенцию и всё, что затем следует в судьбах Человека, уже не зависит только от Бога- Творца, но и от свободы каждой человеческой личности….

…Итак, в свободе человека — трагизм всей Истории мира. И Бог, несомненно предвидел эту Трагедию, созерцал её в Своей Вечности… Творение Человека есть тот трагический жест, которым Бог-Отец бросает нас в бездны бытия, вызвав из бездны не-бытия…" (арх. Софроний "Видеть Бога как Он Есть").

Этого-то высокого трагизма бытия и его необходимой творческой свободы и неизбежного риска, связанного с этой свободой не понимает, не принимает и боится как современный гедонизм, превращающий человека в жалкого, жадного до удовольствий кролика, так и всякого рода фундаментализм, стремящиеся подменить живую народную идею тяжелыми веригами закона.

И именно здесь главная причина неудачи всех сегодняшних идеологических проектов в России. Ибо русская идея есть вовсе не идея закона или слепой формы или интеллектуальной формулы, но есть прежде всего "идея сердца. Идея созерцающего сердца. Сердца, созерцающего свободно и предметно", как писал об этом Иван Ильин: "Она утверждает, что главное в жизни есть любовь и что именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа". "Когда русский человек верует, то он верует не волею и умом, а огнем сердца. Когда вера его созерцает, то она…стремится увидеть подлинное совершенство. Когда его вера желает, то она желает не власти над вселенной (под предлогом своего правоверия), а совершенного качества. В этом корень русской идеи. В этом ее творческая сила на века" (Иван Ильин "О русской идее").

Именно в этом многие современные идеологи расходятся с русской идеей и русским народом. Именно здесь — основа их неудачи. Ибо в глубине души движет ими таки жажда "власти над вселенной", оттого вся народолюбивая риторика их повисает в духовной пустоте, не достигает ни умов, ни сердец, отторгается безошибочным народным чутьем…

В основе всякого фундаментализма лежит страх. В основе страха — недостаток веры. Лишь человек, способный к "самостоянию" (как определял это Пушкин), способен смотреть в небо и лично укореняться в Боге… Человек не уверенный в своей вере, смотрит под ноги — вот природа фундаментализма.
Оттого фундаментализм требует кованных, брутальных, всегда неизменных форм, оттого он так боится любого развития и творческой свободы.
Оттого он так подозрителен к другому и питается разделением и враждой.
И оттого веру он всегда тщится превратить в идеологию. В этом — его главное зло. И эти духовные изъяны тоже видит чуткое народное сердце и потому — отторгает.
И здесь глубинная природа всех неудач сегодняшних идеологов, а вовсе не в кознях "либералов" и "жидомасонов".

Замечательный греческий богослов Христос Яннарс, автор известной книги "Вера Церкви", так писал о "лица всеобщем выраженьи" любого фундаментализма:

"Идеологическое и обрядовое понимание церковного Православия неизбежно приводит к возрастанию традиционализма. Вот почему даже сейчас в Православных церквах можно видеть обилие жестко консервативных движений, подменяющих собой истинное Православие. Можно видеть возрождение идеологического анти-западничества, фанатичную оппозицию "экуменическому движению" и недоверие к межхристианскому "диалогу". Эти симптомы, изобилующие в сегодняшнем Православии, в сущности не отличаются от того, что можно равно видеть в Римском Католицизме или в Протестантизме. Морфология и типология этих симптомов может отличаться, но поразительна схожесть характеристик тех людей, кто повсюду составляет традиционализм: то же состояние ума, та же психология, те же стереотипы, те же безжизненные кодификации.

Эта схожесть антропологических последствий показывает общий и основной характер любого традиционализма, его подлинного лица…: это стабильная приверженность эгоцентричным доспехам индивидуальности посредством законнических схем, идеологической убежденности и форм, становящихся идолами; это отказ принимать участие в опыте общения в отношениях, страх взрослости, т. е. боязнь свободы, боязнь риска, который неизбежен, когда предлагаешь себя в жертву любви. В традиционализме можно ясно видеть изменение и извращение границ благовестия Церкви" (Христос Яннарс "Вызов традиционализма").

Страх взрослости, боязнь свободы, боязнь риска, маскирующиеся под суровость и волевую непримиримость, этот железобетонный эгоизм, выдающий себя за приверженность устоям — вряд ли этими чувствами можно сегодня кого-то всерьез и надолго обмануть.

Люди, которые не видят вселенскости русской идеи, не могут быть ни в полной мере русскими, ни православными, какими бы "националистами" и "патриотами" они сами себя не называли.

И конечно, никакой эгоизм — ни семейный, ни национальный, ни религиозный — культивируемый сегодняшним временем, не способен вдохновить русское сердце (особенно молодежь, наиболее чутко чувствующую ложь всякой идеологии). Зато он находит естественное родство с эгоизмом иного рода. И не случайно на глазах у всех происходит сегодня срастание наших "ультра-патриотов" с олигархами. Происходит просто в силу глубокого их внутреннего родства.

Вот почему, обладая "всесильным и верным учением", сегодняшние консерваторы оказываются столь беспомощны. И не в Уваровской триаде тут дело. Не сомневаюсь, что и идею "Святой Руси" ждет сегодня та же участь — слишком уж глубока пропасть между идеей и исторической реальностью. Да и не нужно поднимать ее на щит. Святость и любовь — гости вообще на этой земле редкие и слишком таинственные, чтобы лишний раз унижать их называнием. Не нужно ни святости, ни любви — хотя бы стремление, хотя бы мечта… "Не надо огня, был бы пепел", как говорил "последний русский святой", Веничка Ерофеев...

(http://www.apn.ru/?chapter_name=print_advert&data_id=688&do=view_single)
Tags: Россия, Русская Идея, идеология, христианство
Subscribe
promo kot_begemott december 12, 04:34 119
Buy for 50 tokens
Если можете, помогите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments