Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Categories:

О герое и героическом в современном кинематографе.

По поводу рассуждений Джен о современном герое и героическом сюжете.

«Я… совершенно не вижу сюжета для серьезного произведения, которое, между тем, можно написать простым языком, но так, чтобы цепляло за душу - автора, в первую очередь. Я не вижу возможного источника вдохновения в судьбах современных обычных русских людей.»

Перво-наперво, мышление современного человека стало в значительной степени «киношным». Сейчас куда чаще смотрят ТВ, чем читают.
Это означает, что обсуждаемый сюжет должен сначала «обкататься» на экране, прежде чем появиться в книжном варианте. Читателя следует снова приучить читать и находить в этом чтении нечто для себя актуальное.

Так было в Англии с «Гарри Поттером». Сначала он появился на экране, стал популярным, а потом его стали читать и на бумаге. А ещё потом и вообще английские дети начали читать (не стоит останавливаться на том, надолго ли их хватит).

Теперь о самом сюжете. Как представляется, прежде чем выразить, выработать "нового" героя и новый сюжет, нужно сначала понять, кто мы и где находимся. То есть, от чего следует отталкиваться и исходить.
Возможно, самым проходным сюжетом сейчас будет следующий. За основу берётся любой суперпопулярный фильм советского периода - допустим, "Ирония судьбы или с лёгким паром".
Нетрудно видеть, что главным содержанием фильма, его смыслом, было соперничество двух мужчин за женщину. При этом каждый из мужчин, как это и бывает, использует все имеющиеся у него ресурсы - Ипполит Матвеевич весь такой обстоятельный, правильный, но и скучный. Его противник... Но кого же она выберет? Кого осчастливит?

Каждый из мужчин принадлежал к своему сословию - обеспеченный чиновник и бедный школьный учитель. Таким образом, в борьбе за красавицу между собою противостояли два класса общества: чиновничество и интеллигенция. Между собой столкнулись два полюса идеологии: вырождающийся "красный командир" и идущий в гору интеллигент. В фильме обе эти идеологии, ступив в схватку, заиграли всеми своими гранями. Любая фраза, любой жест и шаг каждого героя укладывался в его идеологическую модель.
И всё это прекрасно чувствовалось зрителем. Разумеется, массовый зритель на стороне самого передового класса общества. Опять же, ведут себя соперники соответственно принятым моделям поведения в их социальных стратах... Натурально, В ТЕХ условиях интеллигент побеждает.

Но вот что я подумал, даже, скорее, почувствовал. Для "проходного" сюжета сейчас нужно снова взять тот же самый сценарий. Однако применить его следует к современным реалиям. Снова будет интеллигент и буржуй. Разумеется, всё это в современном антураже - другие квартиры, машины, другой язык, другая одежда красавицы - предмета спора, и так далее. И сюжет должен разворачиваться максимально естественным образом (для наших дней).

Разумеется, он может и должен быть куда более динамичным, чем в «Иронии судьбы», будет там и место для «естественного подвига или опасного приключения» - почему бы и нет? Всё это основной идее не противоречит. Противостояние двух героев может быть более чем приключенческим.
Нетрудно видеть, что в нашем случае красавица предпочтёт богатея с машиной.

Здесь-то и начинается самое интересное. Не может осуществиться самый лучший сюжет, если он не затрагивает каких-то глубинных, сущностных сторон бытия общества. Жизненные вопросы, которые ставят перед собой герои должны по своему вектору, направленности соответствовать тем жизненным вопросам, которые стоят перед страною в целом. Иначе фильм не будет глубоким. Или выражусь иначе: в противном случае в характерах героев не будет чувствоваться необходимая глубина. Этакая многослойность. Должна она отражаться и на сюжете.

Если фильм будет удачным, то общество за любыми перипетиями действующих лиц учует это главное, глубинное противостояние, и вскорости задаст вопрос: почему? Почему тогда, у Рязанова, красавица выбрала учителя, а теперь богатея, и в обоих случаях поведение её было совершенно естественным и органичным? Что случилось?

Общество вырабатывает свою идеологию не только пером специалистов. Оно вынашивает её и в иной, образной, художественной форме. Если написанное в тиши кабинетов становится достоянием сотен и тысяч человек, то фильм посмотрят миллионы или, на худой конец, сотни тысяч. Оба эти процесса должны как-то скреститься - чтобы родилось нечто новое.

Вот тогда-то и пойдёт процесс осмысления обществом самого себя. Тогда-то и появятся новые герои и новые сюжетные линии... И ничуть не раньше.
Общество сначала должно осмыслить то, что было, чтобы идти дальше.
Tags: Россия, культура
Subscribe
promo kot_begemott август 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment