Было это давно - более 20 лет назад. Стоял тёплый майский вечер, я катался на велосипеде у метро "Университет".
Гегель писал, что "die Eule der Minerva beginnt erst mit der einbrechenden Dämmerung ihren Flug" - "сова мудрости на закате начинает свой полёт". Скорее всего, он подразумевал возникновение философии в зрелых культурах. Но ведь дело в том, что у вечера есть такое особое время, когда солнце ещё не совсем село, именно тогда почему-то лучше всего работает голова.
Сейчас, в наш кошмарный век, в это время лучше всего куда-то рвануть на мотоцикле, снимая стресс, а тогда я катался на велике - у меня был хороший складной "Peugeot", купленный у знакомой студентки из Греции. Катался и обдумывал свои идеи - в то время занимался исключительно проблемой возникновения и развития Вселенной.
20 лет назад я считал унизительным для философа заниматься такой ерундой, как Россия. Что буду когда-то всерьёз размышлять о гендерных взаимоотношениях, да ещё писать на публику об этом - такое мне тогда не могло бы присниться и в страшном сне. Выражался я тогда невероятно заумно - сейчас самому тошно читать. Нечто среднее между структурализмом Б. А. Успенского и певцом карнавального антиповедения Бахтиным. Потом 20 лет учился быть понятным для любого читателя. Нет, не так: жизнь мой стиль изменила.
Машин в Москве в ту пору было ещё мало, а многочисленные прохожие спешили по домам. Мы же тогда все верили, что у России всё получится. Будущее представлялось исключительно в розовом свете рыночных взаимоотношений и демократических свобод. Кто только мог, зарабатывал деньги - тогда они буквально валялись под ногами. По телику каждый день показывали "600 секунд"...
И вот, диссонансом к этому настроению, я услышал громкий надтреснутый голос немолодой женщины, почти крик, неровно повторяющий одну и ту же фразу. Подезжая, разобрал следующее: "Все господа! Все стали теперь господааа! Никто не хочет трудиться! Все господааааааа!!!" Она сидела у трамвайной остановки и громко, отчётливо выводила одну и ту же песнь. Немного послушав, я проехал мимо. Мало ли кто в столице вслух орёт?
Однако эта картина почему-то долго, все эти годы, не выходила у из головы: вечерняя Москва, озарённый заходящим солнцем Университет, куда-то летящая, дорвавшаяся до запретных благ толпа, и несущися над ней одинокий голос этой бабки. Что она хотела сказать? Какой месседж несла? Правильно ли я её понял? А может, она своим криком выразила нечто важное, экзистенциальное?
Ну ладно, а продолжение этой истории такое. Беседовал тут с подрастающим поколением (тм). Дом так и не построил, а дерево посадил, и одного парня за отчётный период родил и даже (более-менее) воспитал. Подрастающее поколение держит меня в курсе всех новостей - что там волнует сейчас молодёжь, какую музыку слушают, какие галстуки носят... Это оно поведало мне год назад о шикарной оппозиции "гопники - нормальные ребята" (см. соответствующую запись).
В нынешний свой визит подрастающее поколение рассказало, что у них офигительную популярность имеет творение какого-то диджея (имя забыл) с многообещающим названием "Когда я вырасту, я буду принимать наркотики". Но её в Сети нам, полупьяным, не удалось найти. А кроме того, в моде у них ролик с орущей бабкой. Его давным-давно разобрали на цитаты. Среди молодёжи считается хорошим тоном воспроизводить голос этой бабки с интонациями максимально приближенными к оригиналу:
И вдруг я вспомнил ту первую бабку, которая два десятилетия не выходила из головы. Та кричала "все господа", а эта - "все пид***сы!". И голос-то ведь похож, хотя у нынешней несколько более надтреснут. Хотя, сколько лет с тех пор прошло... Кстати, нынешняя бабка вроде бы тоже упоминает слово "бездельники". Или мне показалось?
Эту бабку на Youtub'е слушал я совсем по-другому - несколько лет интенсивной церковной жизни заставили повернуться лицом к конкретному человеку. Опять же, удалось преодолеть первобытный свой рационализм-сциентизм... Да, и с середины 90-х, как-то так получилось, стал жизненно интересоваться проблемами России.
И вот, послушав вторую бабку, мне вдруг подумалось: а это не оттуда же голос, с галерки? Не отражает ли он неких важных процессов, которые с тех пор произошли - у нас, в глубинах русской жизни? А может, это вообще та самая бабка?
Journal information