Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

О "развивающих" игрушках для детей


Полный текст здесь; у меня, как всегда, основные идеи.

"...Если ребенок в детстве лишен игры, в дальнейшем это ведет к отсутствию инициативы, фантазии, навыков кооперации, к неустойчивой самоидентификации, к недостатку произвольности, невозможности организовать свое поведение и управлять им, — считает Елена. — С одной стороны, малышу предлагается бесконечный видеоряд ТВ для пассивного восприятия, с другой — игрушка, не предполагающая его активности. У ребенка отсутствует душевная жизнь, нет внутренней работы, а есть зависимость от предлагаемого. Эта зависимость в дальнейшем перерастает в другие виды аддикции.

— Страшная правда психологов заключается в следующем: для развития ребенку достаточно десяти игрушек. Они поместятся в небольшом ящике и будут стоить вам три тысячи рублей максимум, — говорит Роман Федотов, гендиректор маркетинго-коммуника­цион­ного агентства «Игропром». — Но с этим игрушками одна проблема: вам придется самим играть в них с ребенком.

...В одном из шкафов в Центре игры и игрушки при МГППУ хранятся образцы полезных игрушек — окрашенные в спокойные цвета, а то и вовсе бес­цветные машинки, лошадки, паровозики...

...Игрушки эти, возможно, и слишком просты, и недостаточно привлекательны, но при этом они необходимы для детского развития. «Все педагоги совпадают во взглядах на полезные игрушки, но их взгляды расходятся с рынком», — говорит психолог Елена Смирнова, руководитель Центра игры и игрушки при Московском городском психолого-педаго­ги­ческом университете (МГППУ), и показывает однозначно вредный для развития моторики игровой набор. Это человечек со схематично обозначенными внутренними органами плюс комплект органов в отдельном мешочке. Если печень человечка по форме совпадет с фрагментом из набора, врач-играющий может оставить орган себе. Если, не дай бог, вместо печени приложишь к человечку поджелудочную, он завибрирует с неприятным звуком. Судя по уровню сложности, игра рассчитана на ребенка трех лет...

— Мало того что это ужас-ужас с моральной точки зрения, так еще и органы расположены неправильно, — удрученно говорит Смирнова. — А вообще это еще одна проблема — дидактизация игрушки: она не только забавляет, но и развивает. Возьмем настольные игры — там на каждом шагу ребенок должен то загадку разгадать, то что-то усвоить. А это уводит в сторону от главного назначения игры: ребенок, играя, должен научиться действовать по правилам и смиряться с неудачами — научиться проигрывать...

...При всем при этом пытаться обойти реалии сегодняшнего дня и тормозить ребенка, подсовывая ему вместо компьютера деревянные чурбачки, — глупо, а может, и преступно. Сегодня много говорят о гиперактивности детей, их перегруженности, дислексии и дисграфии, неспособности воспринимать учебный материал. Родители делают вид, будто не понимают, что неврозы их детей возникают не из-за электронных игрушек и мультиков, а из-за их собственной нервозности, которая передается детям...

По мнению Елены Смирновой, современные куклы перестали походить на людей вообще и на детей в частности. Зато они все больше напоминают кино— и мультперсонажей. На полках магазинов детей поджидают люди-машины, люди-насекомые, люди-мутанты. Нишу кукол-детей занимают младенцы — тренажеры по уходу за потомством.

— Кукол, похожих на девочек от семи до двенадцати лет — девочек того возраста, в котором играют в куклы, — на рынке нет, — считает Елена. — В магазине ребенок реагирует на Барби, потому что она хорошо одета, а кукла нужна для другого — для осознания ребенком своего образа жизни и его воспроизведения в игре.

Елена достает из шкафа куклу с плаксивым резиновым личиком:

— У нее гипертрофированно уродливое выражение, как будто старушечье. Была такая мода на экспрешн доллз — кукол с кричащими или плачущими лицами. Они навязывают детям определенную мимику: вольно или невольно, но ребенок уподобляется настроению своей куклы.

Подходим к кукольной голове «Юный парикмахер». На мой взгляд, это гениальное изобретение, помогающее девочке научиться самой плести косы любой сложности, накручивать волосы не кое-как, а по схеме. Не всякая взрослая женщина такое умеет, а значит, оттачивать мастерство нужно с детства. Елена так не думает:

— Действия с отделенной от тела человеческой головой непедагогичны. У нас и так девочки сдвинуты на самоукрашательстве.

Писающие куклы — тоже зло: «В игре ребенок должен создавать воображаемую ситуацию. Реальность должна отличаться от того, что он задумал»...

...Так за что же борются корпорации, выпускающие кукол? Ответ: за культурные коды (они же мультяшные, киношные образы, они же товарные марки) и уровень соответствия им.
Tags: педагогика, ссылки, цитаты
Subscribe

promo kot_begemott february 17, 19:05 9
Buy for 500 tokens
Я её сдавал - это был главный источник доходов, который позволял держаться на плаву. Подробное фото и видео с места пожара у меня ВКонтакте: https://vk.com/igor_v_lebedev Пожалуйста, помогите мне, кто сколько может. Номер карты Сбера: 4276 7212 6680 0671 Карта ВТБ24: 4893 4702 9762 1986 Яндекс…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments