Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

О христианской нравственности. Размышление.


181. Наташа 2005/10/23 02:10 [удалить] [ответить]
…Автор добрался до очень глубокой сути проблемы, но в самом исследовании ему помешал некоторый дефицит собственной душевной щедрости, что ли, любви, да и той самой благодати мало…
(Из комментария к тексту)

* * *
(Воцерковленные) православные чаще всего существуют совершенно в ином нравственном мире; не в таком, как мы. Для них – в конечном счёте - не существуют понятия «порядочность» и то, что Пушкин называл «прямая честь». Если у кого-то из верующих такие понятия и есть, то они остались либо как рудимент от их до-церковного периода, либо привнесены светской моралью.
Православные существуют в несколько иной системе координат, связанных с грехом и добродетелью. То есть, если православный совершает по отношению к другому человеку какой-то поступок, он не будет думать, является ли этот поступок порядочным, или нет. Свой поступок он оценивает прежде всего с точки зрения греха.
Получается так, что понятия «порядочности» и «чести» у воцерковленных людей утрачиваются, так как эти понятия, связаны с личностным становлением, с человеческим «эго», которое, по мнению Церкви, граничит с гордынею.

И тогда получается следующее. Становой скелет человеческой личности, который называется «я», ядро этой самой личности, придающее человеку твёрдость – заменяется. Он заменяется на систему «грех-добродетель». Это центральное ядро личности теперь как бы делегируется – духовнику, церковной общине и ближаайшему православному окружению, то есть всей его референтной группе.

И если православный оценивает своё поведение по отношению к другому человеку (прежде всего, к грешнику), то он думает, что будет себя вести так, как поступила бы вся его референтная группа.

В результате мы видим парадоксальную вещь: если в данной референтной группе данный грешник осуждается, то наш православный христианин может повести себя совершенно непорядочно, и в то же время не считать себя неправым – ведь формально он не совершил греха. Здесь везде я не размышляю об эталонном, книжном христианстве - но о его исторической реализации.

Понятия греха и добродетели избавляют от порядочности. Если это «чужой», то по отношению к нему ты можешь уже не быть христианином и вытворять всё, что угодно. Грех – это всегда по отношению к своим; это совсем не то, что по отношению к «чужим».
Обратите внимание: понятие греха в своей группе, по отношению к своим разработаны у воцерковленных людей чрезвычайно точно и детально.

И вот, эта позиция, на которой стоит наш православный, она в конечном счёте оказывается гибкой (это особенно характерно для христианок – почему, кстати, они совершенно невыносимы в общении и отношениях). По отношению к любой наличной ситуации человек находит такую точку отсчёта, такую систему оценки своих действий, чтобы не считать себя грешным. Это непрестанная моральная выкручиваемость на нашем языке называется очень точным словом «хитро*опость». Лично знаю не один пример такого непорядочного поведения.

Бытовое христианство превращает людей в хитрожопых баб. Посыл, содержащийся в притче Иисуса Христа о добром самарянине – этот основной посыл христианства - прошёл мимо наших христиан. Этот посыл заменён другим, вот этой хитро*опостью, которая ведёт к тотальному самооправданию.
В конечном счёте, дальнейшее развитие линии «греха - не греха» сводится к самоощущению: грешен я, или нет. Критерий греха становится предельно субъективным. Если я не ощущаю данный поступок, как грех – то это уже не грех, просто поступок из некоей нейтральной аксиологической зоны.

Получается так, что наш христианский обыватель вернулся к той самой гордыне, от которой изначально пытался убежать. Но если наша светская гордыня, связанная с проявлениями «эго» достаточно очевидна и откровенна, с ней можно хоть како-то бороться, управлять ей и направлять её в другое русло, то гордыня христианского обывателя настолько глубоко и хитроумно закопана, что управлять ей нельзя в принципе.

* * *

К чему, собственно, всё это я написал? Фраза новая в «Женский Словарь» добавилась: «самое главное - благодать». Ну и расшифровка соответствующая…
Tags: христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments