Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

"Проект модерн" и историческое христианство

Странно, что некоторые авторы (например, А. Панарин) противопоставляют парадигму модерна христианству. Мол, парадигма модерна возникла в эпоху Возрождения (некоторые считают - в эпоху Просвещения), а до неё была иная парадигма, свободная от всех этих материалистических и просветительских искушений. Чисто христианская, что ли?

Не согласен с этим. Христианство точно так же находится в русле более широкой парадигмы модерна. Оно само есть сплошной «модерн» по отношению к иудаизму. Более того: возникновение христианства подчинено той самой гегелевской спирали: сначала Эдем с его первоначальной чистотой для двоих людей, затем - тёмные века язычества, а с приходом Христа - вновь возвращение в Эдем, но уже для всего человечества (разумею, парадигму такого возвращения). Это спираль развития, а любое развитие укладывается в "проект модерн". Развитие вне этой парадигмы возможно было только в Эдеме.

Наличие этой парадигмы прослеживается уже в Ветхом Завете. И своими корнями парадигма модерна уходит в Эдем.

Когда Адам и Ева согрешают, то делают себе опоясания из листьев. Это и есть начало нашей инструментальной цивилизации, так сказать, точка возникновения "проекта модерн". Разумеется, в его полноценном, пост-грехопаденческом виде.

Следующий этап развития этой парадигмы мы наблюдаем, когда, после убийства Авеля, изгоняют Каина. Именно его дети строят города (Енох, Быт. 4, 17), развивают сельское хозяйство (Иавал, Быт. 4, 20); брат Иавала создаёт инструментальную музыку (Иувал, Быт. 4, 21). Тувалкаин "был ковачом всех орудий из меди и железа" (Быт. 4, 22), то есть основал металлургию. В итоге мы видим, что вся современная цивилизация с её "проектом модерн" происходит от убийцы, Каина!

Однако прообраз этого "модернового существования" был и раньше. Имею в виду эпизод, когда Бог приводит к Адаму зверей, чтобы узнать, как он их назовёт (то есть обретёт над ними власть). Здесь мы наблюдаем и начало человеческой науки (простейшая классификация), и рациональности, и овладение природой через подчинение её.

Следует заметить, что эта модель развития первых людей - не через противоречия, не через отклонения, не через "закон возвращения блудного сына": тоника - субдоминанта - доминанта - тоника, но как бы "внутри самого себя", без гегелевских противоречий. Это была бы принципиально иная модель развития - "модерн без модерна". Впрочем, попыток построить такую модель существования перволюдей почему-то у современных богословов не наблюдается... Собственно, пришествие Христа и было попыткой Бога вернуть человечество именно к данной парадигме существования. Однако человечество и христианство переработало, интерпретировало и усвоило в уже падшей парадигме модерна...

Христианство не смогло преодолеть эту парадигму; оно было не в силах изменить ход общественного развития. Христос был напрасно распят.

Вся человеческая история - есть следствие грехопадения, и парадигма модерна - не что иное, как неуклюжая попытка его компенсировать внешними, инструментальными средствами. Проще говоря, проект модерн - способ обойтись без Бога. Это типично вавилонское стремление.

Что имеем в итоге? Рассуждения Панарина о глобальных процессах и России, безусловно, блестящи. Но как только он доходит до христианства, то тут же упирается в свой потолок; он начинает буксовать на одном месте. Таким образом, идеи Панарина не имеют необходимой духовной глубины.

В отличие, скажем, от Джемаля: в его случае, как раз интереснее именно духовный расклад, задний план, а не методы действий. Жутко интересно его понимание процесса человеческой истории. По поводу тех же самых поборников потребления (и прогресса) Джемаль пишет, что "они верят, что даже самое ничтожное и заброшенное существо при определённом упорстве и везении может повысить свой уровень потребления и тем самым внести свой вклад во всеобщее дело вытеснения "смерти" в полную невозможность". В этой фразе отлично вскрыты подлинные механизмы человеческой истории...

Но, к сожалению, Джемаль сводит всё к необходимости реформировать ислам в направлении антиклерикализма (в точности, как Мартин Лютер), к бунту этого "правильного" политического ислама против глобализма и ТНК, и необходимости России стать проводником такой исламской политики во всём регионе...
Tags: история, модерн, христианство
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments