"«Имперский» миф обладает особой структурой. К красоте и замысловатости это никакого отношения не имеет.
Имперский миф – это как правило вселенский проект, и не важно в религиозных или материалистических формах он рассказан. Те же греческие мифы ничего подобного не имели. Греки шли с Александром всего лишь мстить, и только сам Александр был увлечен идеей, которую можно оценить как имперскую. Потому с его смертью его империя развалилась на части и эти части на востоке быстро скукожились.
Кстати, любопытен римский миф, существенно отличный от иных «полисных» традиций. Не в этом ли причина того, что именно Рим правил миром?
Римляне полагали, что они заключили договор с богами (вроде Нума Помпилий заключал, если правильно помню), в котором были следующие взаимные обязательства: римляне обязуются жить скромно и не гнаться за роскошью и удовольствиями, быть справедливыми ко всем и даже с врагами обращаться по справедливости и закону. Они обязались нести миру справедливость и закон. Даже войну они объявляли определенным, «законным» порядком, где шли клятвы богам, что требования римлян законны и справедливы. За это боги обещали римлянам власть над миром. В этом смысле становятся понятными многие вещи, которые так и не получили объяснения с «материалистической» точки зрения, например, законы против роскоши времен Августа и позже. А тогда всего лишь предположили, что бедствия, обрушившиеся на Город стали следствием нарушения договора.
В общем, имперский миф как правило говорит о том, в чем состоит долг/право народа, что этот народ дает другим народам (какое благо), и какова награда.
Кстати, ровно такой же структурой обладал советский / коммунистический миф.
" Миф вовсе не есть ложь, сказка. Вернее он может содержать априори ложь, а может и не содержать. Миф – это универсальная форма сознания, транслятор культурный образцов и т.д. Мифы в общественном сознании есть всегда, в том числе и сейчас. Любое общество существует на базе той или иной мифологии, что в начала 1-го века, что в начале 21-го...
Персию Ахеменидов с некоторыми существенными натяжками можно отнести к империям. И у них была весьма возвышенная и благородная идея, как стержень имперского строительства, исходящая из их религиозных воззрений. Дело в том, что персы участвовали в битве Ормузда и Аримана, вселенского добра и вселенского зла, порядка и хаоса что, кстати в политической и повседневной практике преломлялось как битва Ирана и Турана, цивилизации и дикости. Дело в том, что персы, по их мнению, отличались от других народов тем, что знали об этой битве и были непосредственно призваны в ней сражаться. В случае победы Аримана мир скатится во зло и хаос и погибнет, таким образом персы призваны сражаться за всех людей, за весь мир. Это давало им право и обязанность строить империю, привлекая другие народы если не к войне, то к труду в деле этой нескончаемой войны. Персы могли искренне сказать покоренным народам – ради вашего же блага стараемся. Призвание персов к вселенской битве оправдывало и право на власть..."
Journal information