Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

О сокращении православного богослужения

В своё время я был жутким уставщиком. Нашего престарелого настоятеля (которого просто обожал) всё время убеждал служить как можно длиннее. Мол, так положено, благодатно, и всё такое прочее.

Наш старенький настоятель в первом моём храме любил длинное чтение в Великий Пост, почти ничего не сокращал, и это не только мне нравилось. Те, кто приходил в будни на Великопостную службу - когда я читал - мы все составляли единое целое, и прихожане и алтарь. Храм был напоен молитвенным духом. Это длинное чтение воспринималось совершенно органично. Я ощущал всё это кожею. В храме постом стояло всего несколько человек, но атмосфера была невероятная, воздух звенел от благодати, - это чувствовал даже я, новоначальный...

Другой, молодой священник (о нём будет рассказано в самом конце) терпеть не мог такое длинное чтение, и когда доводилось служить вместе с ним, и приходилось читать так, как он указывал - то атмосфера в храме была другая... И внутренне я всегда осуждал этого второго иерея, я досадовал на него.

Но потом довелось мне некоторое время побыть псаломщиком и альтарником в одном храме, где служили по полному чину. Это было нечто невероятное. Всенощная занимала часов, наверное, пять - шесть... Если я читал канон в одиночку (а там всё было как положено, приходилось стоять посреди прихожан большого храма, и так далее - всех деталей за давностью не помню), то к середине канона мне казалось, что сейчас помру. Во время ирмоса бабки воду мне притаскивали... Потом, конечно, привык, но да дело не в том.

Первые дни я наслаждался тем, что попал в среду "единомышленников". Но прошло это быстро, когда я заметил, какие отношения царят в алтаре. Там был страшный холод. Это был даже не устав - а именно лёд в отношениях. Не было ощущения "единой команды", как в предыдущем храме. Всё это как-то связывалось с неуловимым ощущением НЕНАВИСТИ ДРУГ К ДРУГУ, которое сквозило в воздухе и передавалось прихожанам. Это я тоже чувствовал.
О существовании всяких мелких проблемок... думаю, вы и сами догадываетесь... Настоятель выжимал из нас всё... В жутко богатом храме в алтаре не было даже кое-чего необходимого, к чему я привык в старом храме -типа, щипцов для угля, тряпок, и так далее. Угля для кадила выдавали минимум, приходилось всё время экономить. Характерно, что про настоятеля _в_с_е_ говорили, что он вывозит деньги домой чемоданами (храм был единственным на огромный промышленный район; все рабочие-лимитчики привезли с собою мам и бабушек).

Прослужив в храме чуть более месяца, насмотревшись всего этого, и приобретши некоторый опыт, я резко изменил своё мнение об уставной службе. Устав, безусловно, вторичен. "Человек выше субботы".

Дело не в продолжительности службы. Это в корне неверный подход. Дело не в том, читают канон на 2, на 4 или на 14. Это молитва, а она ведь бывает разная. Дело в качестве молитвы, а не её продолжительности.
Дело в отношениях - в алтаре, между прихожанами, и так далее. И, рассуждая о службе, нужно думать об отношениях, об общей атмосфере в храме: она должна быть молитвенной. Царство Божие вымаливается, а не нудится.
Клирики должны "заводить" весь приход. Это и есть та главная печка, от которой следует плясать.

Сейчас, когда я бесконечно далёк от этой системы, мне кажется, что сокращать можно очень даже много чего. Тут можно даже на интуицию рассчитывать. Как у вас говорят - "сердца". Ну и на понимание ситуации - служба должна быть органичной, то есть единым целым. В восприятии прихожданина она не должна быть мозаичной, рассыпаться на отдельные фрагменты, когда он спохватывается и начинает молится, а потом вновь погружается в мысли о своём (храмовая атмосфера вообще как-то распологает к отвлечению).

Служба должна возгревать в прихожанине равномерное молитвенное чувство - если только можно так выразиться. Лучше интенсивно, с вниманием сердечным, молиться полчаса, чем 3 часа зевать и думать о постороннем. Собственно, это и есть главная точка опоры в размышлении о сокращении православной службы.

Мне кажется, что, например, Шестопсалмие можно - в зависимости от обстоятельств - сократить наполовину. Или оставить всего пару псалмов, но прочесть их так, чтобы у всех текли слёзы. Не каждый псаломщик может так прочесть (мне удавалось заставлять рыдать весь приход только когда читал жития святых в то время, пока священники причащались). Но рыдали все, горестно, навзрыд. И даже я, читая, сглатывал слёзы...

Так что, если уж сокращать, то всё время держаться принятой однажды "модели сокращения".

Это было не случайно, что этот настоятель был великим уставщиком и в то же время как бы ненавидел всех. Если мы любим устав, то постепенно начинаем осуждать тех, кто его не любит. Устав занимает место Бога.

Один мой знакомый был прекрасным знатоком и великим любителем знаменного пения. Став настоятелем, он решительно упарил всех прихожан и даже хор этим своим пристрастием. Мне сообщили, что в храме все его возненавидели, он там со временем почувствовал себя лишним. Потом его куда-то перевели...
Спрашивается: имело смысл держаться за знаменный распев, если все в храме при этом не молятся, а горячо осуждают настоятеля? И что это тогда за храм? Что это у них за христианство, если придя домой со службы, они костерят священника на чём свет стоит?

Сейчас мне очень трудно рассуждать на эти темы - как именно нужно сокращать службу - бываю на ней пару раз в год. Но, сокращая её, нужно думать вовсе не о службе...

* * *

В 1993 году, уже в расцвете собственного моего бизнеса, приехала ко мне за товаром одна клиентка. Мы разговорились: она жила в том же райное, где был первый мой храм, была там прихожанкой. И даже помнила меня, читающего Апостол перед иконой праздника. Была очень удивлена, как тесен мир...
Она поведала, что молодой (женатый) священник неоднократно приставал к ней и её подругам на исповеди, предлагал встретиться где-нибудь наедине... Сейчас она вышла замуж, благополучно родила, но, помятуя распалённое его лицо, в церковь уже никогда не ходит.

Да, - подумал я, - наверное, не случайно он так любил сокращать службу...
Tags: ecclesia
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments