Самое главное для самооценки народа, для его самоуважения - сознание того, что у него самая правильная вера. Не он самый лучший, но у него вера самая лучшая. Без осознания того факта, что вера - самая лучшая, невозможно считать самым лучшим себя самого. Из ничего нечто не получается.
Если народ сомневается в собственной вере, то он обязательно будет считать себя неполноценным. Или если он колеблется, не достаточно твёрд в ней. Или меняет её на другую, чужую. Или с завистью посматривает на веру других народов - вот, мол, какая у них хорошая вера, раз такой (жизненный) успех. В своей исторической вере народ сомневаться не может. Она должна быть для него аксиома.
Народ не должен сомневаться в собственной вере. Она - какая бы ни была, насколько приносит она успеха или богатства - должна быть для него самая наилучшая. Народ должен верить не в самого себя непосредственно. Его совокупное "я" должно как бы растворятся в собственной вере. Народу в первую очередь следует верить не в себя, но в свою веру, тогда и уверенность в себе придёт. Историческая вера должна быть первичная, должна предшествовать вере в себя. Если вера в себя становится первичной, то это неизбежно приведёт к деградации.
Здесь вера, её содержание, на самом деле не имеет особого значения. В плане отношения к её носителю, народу, одна вера ничуть не лучше другой. Главное - сила веры данного народа, его непоколебимость в вере своих собственных предков, будь то буддизм, православие, иудаизм, язычество... Это должна быть именно историческая вера данного народа, чтобы он не сомневался в ней. Народ, меняющий свою веру, рано или поздно падёт под натиском соседних, не сомневающихся в своей вере народов. Народ - как женщина: он обязательно должен чувствовать себя самым хорошим. Но такое самоощущение непосредственно связано с его верою.
Если экзистенциальная основа, самый костяк веры должен оставаться неизменным, то на поверхностном уровне эта вера может дополняться и слегка видоизменяться. Скажем, способ правления является частностью. Русским не обязательно верить в абсолютную монархию, а вот в имперское предназначение нужно верить обязательно. Изуверившийся, ослабший в собственной вере народ обречён на вымирание. Именно вера, сила веры даёт народу жизненные силы. Не следует по-бабски путать, смешивать собственную веру и недостатки людей, её олицетворяющих. Нечестие наших архиереев нимало не умаляет достоинств нашей веры.
"Яко восточнiи земли суть большее православiе и высшее христианство - Бѣлая Русь... Русской землѣ подобает во вселеннѣй подъ солнечнымъ сiяниемъ съ народомъ истиннаго въ вѣрѣ православiя радоватися... Она одѣялась свѣтомъ благочестiя, имѣетъ покровъ Божiй на себѣ многосвѣтлую благодать Господню и исполнилась цвѣтовъ, богозрначнѣ цветущих - Божiихъ храмовъ, якоже небесных звѣздъ сiяющихъ святыхъ церквей, якоже солнечныхъ лучъ блещашихся, благолѣпiемъ украшаемыхъ и съоборомъ святаго пѣния величаемыхъ..."
Слово о составленiи осьмаго собора, слова приписываются Константину Палеологу.
Journal information