Только сейчас заметил.
Занятно, что Бог по разному выстраивает обращение к главным (и единственным) действующим лицам сразу после грехопадения.
Первой фразой в обвинении Адаму (мол, наказываю тебя за то-то и то-то) было: "За то, что ты послушал голоса жены твой", а уже потом "ел от древа" (Быт. 3:16). Адаму не только объясняют смысл его прегрешения: послушание Еве в неправедном деле идёт (и вменяется в вину) самым первым. "Ты не должен был слушаться Еву."
Концептуально наказание Адаму является самым содержательным и самым длинным. Нам теперь известно, что именно за Адама "проклята земля", Еве то же самое не говорится.
Ева обвиняется принципиально иначе. Ей не объясняют ничего. Напутствие Еве самое короткое из всех троих. Бог сразу "берётся за плётку": "Умножая умножу скорбь твою в беременности твой; в болезни будешь рожать детей; и к мужу будет влечение твоё, и он будет господствовать (κυριεὑσει) над тобою" (Быт. 3:16). По поводу влечения к мужу - в Септуагинте стоит άποστροφἡ, что переводится одновременно и как "убежище, защита, средство к спасению", и "бегство", и (в негативном смысле) "увёртка", и даже как "отвращение, отклонение". Так что ещё неизвестно, как там должна была "влечься" к Адаму эта самая Ева, и не было ли в том влечении чего-то фрейдистки-невротического, амбивалентного. Тем более, что говорится это о влечении, сформировавшемся (окончательно) после грехопадения.
Вообще, кого из толкователей не смотрел, перерыл всю библиотеку - никто вопроса этого самого женского влечения не коснулся. Не нашёл даже у Щедровицкого. И даже у обожающих вопросы пола евреев этого нет, - ни единого слова в классическом комментарии "Сончино" Й. Герца. А ведь это важно, так как о влечении говорится непосредственно перед заявлением о мужском господстве, стало быть они могут быть связаны по смыслу.
Занятно, что точно так же обращается Творец и к главному виновнику, змею: "За то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами..." (Быт. 3:14).
Ещё следует обратить внимание и на то, что Бог обращается ко всем, соблюдая правила иерархии: сначала к змею, потом - к Еве, а уже потом, к самом конце, к Адаму. Кстати, это является косвенным доказательством моего тезиса о подчинении змея первым людям.
Сразу же вслед за обращением Бога Адам нарекает Еву этим самым именем (до грехопадения она фигурировала под безличным наименованием "жена" - Быт. 2:23), тем самым подчёркивая своё господство над нею (в древней традиции именно так обретали мистическую власть). Что дополнительно доказывает старое моё утверждение, что до грехопадения отношения Адама и Евы не укладывались в рамки обычной модели "господство-подчинения" (иначе получилось бы, что Бог повторяется). Равно как и отношения Адама и Бога, кстати говоря.
Но проблема наименования в Книге Бытия - это уже тема для отдельного рассмотрения.
Journal information