Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Category:

Последнее напутствие Бога


Только сейчас заметил.

Занятно, что Бог по разному выстраивает обращение к главным (и единственным) действующим лицам сразу после грехопадения.

Первой фразой в обвинении Адаму (мол, наказываю тебя за то-то и то-то) было: "За то, что ты послушал голоса жены твой", а уже потом "ел от древа" (Быт. 3:16). Адаму не только объясняют смысл его прегрешения: послушание Еве в неправедном деле идёт (и вменяется в вину) самым первым. "Ты не должен был слушаться Еву."
Концептуально наказание Адаму является самым содержательным и самым длинным. Нам теперь известно, что именно за Адама "проклята земля", Еве то же самое не говорится.

Ева обвиняется принципиально иначе. Ей не объясняют ничего. Напутствие Еве самое короткое из всех троих. Бог сразу "берётся за плётку": "Умножая умножу скорбь твою в беременности твой; в болезни будешь рожать детей; и к мужу будет влечение твоё, и он будет господствовать (κυριεὑσει) над тобою" (Быт. 3:16). По поводу влечения к мужу - в Септуагинте стоит άποστροφἡ, что переводится одновременно и как "убежище, защита, средство к спасению", и "бегство", и (в негативном смысле) "увёртка", и даже как "отвращение, отклонение". Так что ещё неизвестно, как там должна была "влечься" к Адаму эта самая Ева, и не было ли в том влечении чего-то фрейдистки-невротического, амбивалентного. Тем более, что говорится это о влечении, сформировавшемся (окончательно) после грехопадения.
Вообще, кого из толкователей не смотрел, перерыл всю библиотеку - никто вопроса этого самого женского влечения не коснулся. Не нашёл даже у Щедровицкого. И даже у обожающих вопросы пола евреев этого нет, - ни единого слова в классическом комментарии "Сончино" Й. Герца. А ведь это важно, так как о влечении говорится непосредственно перед заявлением о мужском господстве, стало быть они могут быть связаны по смыслу.

Занятно, что точно так же обращается Творец и к главному виновнику, змею: "За то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами..." (Быт. 3:14).

Ещё следует обратить внимание и на то, что Бог обращается ко всем, соблюдая правила иерархии: сначала к змею, потом - к Еве, а уже потом, к самом конце, к Адаму. Кстати, это является косвенным доказательством моего тезиса о подчинении змея первым людям.

Сразу же вслед за обращением Бога Адам нарекает Еву этим самым именем (до грехопадения она фигурировала под безличным наименованием "жена" - Быт. 2:23), тем самым подчёркивая своё господство над нею (в древней традиции именно так обретали мистическую власть). Что дополнительно доказывает старое моё утверждение, что до грехопадения отношения Адама и Евы не укладывались в рамки обычной модели "господство-подчинения" (иначе получилось бы, что Бог повторяется). Равно как и отношения Адама и Бога, кстати говоря.

Но проблема наименования в Книге Бытия - это уже тема для отдельного рассмотрения.
Tags: Адам и Ева, М_и_Ж, богословие
Subscribe
promo kot_begemott august 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments