Игорь Лебедев (kot_begemott) wrote,
Игорь Лебедев
kot_begemott

Типы мирового развития


В любом обществе, если оно не абсолютно законсервировано, будет некоторое развитие.

Если будет развитие, то общество неизбежно разделится на тех, кто за новое, и кто за сохранение старого, пусть и деление это не будет достаточно строгим и чётким.

Дело не в Западе как таковом. Наличие "Другого", иного по отношению к нам, уже заставляет двигаться вперёд. Не было бы иного вовне - нашёлся бы внутри.

Да, западная цивилизация особенно связана с идеею развития, прогресса, и тем самым бросает нам особенный вызов. Но не будь Запада вообще, вызов, пусть и не такой интенсивный, всё равно бы был.

Нынешний тип развития является принципиально падшим, так как напрямую связан с конкуренцией. Христианство так и не коснулось его. Задача, поставленная Христом в последней молитве ("Чтобы они были едины как и Мы" - Ин. 17:11) не была выполнена. Та же самая задача была поставлена перед Адамом, если досконально расшифровать эпизод приведения к нему зверей.

В результате грехопадения произошло тотальное "разворачивание" всех против всех: духа против души, мужчины против женщины, родителей против детей, один деятель против другого. Что значит эпизод с Вавилонской башней? Много раз писал, что он означает, что единство было, но использовалось с неправильной целью. Это то же самое грехопадение, повторение его. То самое "разделение языков" было новым изгнанием из рая. Что есть Эдем? Место всеобщего единства. Что есть счастье, в чём основа его? В единстве. Когда мы вспоминаем счастливое детство, то счастливое переживание связано именно с ощущением единства, когда мы были вместе с родителями, когда это единство не было разрушено подростковыми противоречиями.

Подобно тому, как в подростковом возрасте человек "разворачивается" в отношении своих родителей, утрачивая единство с ними, в результате грехопадения человечество "развернулось" по отношению к Богу. До грехопадения развитие шло как бы "внутри".

Основным результатом грехопадения было возникновение иного, принципиально падшего, социал-дарвинистского, конкурентного типа развития, отличающего животный мир. Совершив грехопадение, человек был отброшен обратно к неразумной природе, где царствует не единство (понимаемое как основа, цель, и осознанная задача), но сила. В этом смысле Книга Бытия уникальна, она показывает проблему в легко доступной, понятной форме.

Дело не в христианстве как таковом. Если рассматривать исключительно в плане развития (как онтологического продолжения миротворения), то принципиально важно, какого оно типа: падшее, за счёт конкуренции (особей, социальных групп или стран) или за счёт сознательно поставленных задач, принятых благих целей.

В этом смысле христианская парадигма - лишь одна из других, решающая поставленную задачу. Социализм тоже может её вполне успешно решать. Тем более, что общества, основанного на истинно христианских принципах, никогда и не было. Социализм, в его антихристианском пафосе, как ни странно, решал задачу, поставленную христианством.

Падшая конкурентная реальность, в которой мы выросли и сформировались стала основою нашей психики. Мы не понимаем, в своём восприятии не можем выйти за рамки той падшей реальности, в которой живём. Этим самым падением пропитано всё наше существование.

Хорошо помню, как ругали телепередачи периода социализма - мол, скучно, занудно, излишне нравоучительно. А вот на Западе - там да, действительно интересное и полноценное телевидение. Наша потребность в новизне, в частности новизне эмоций - несёт на себе явный отпечаток грехопадения. Падший человек всегда ценит новизну больше, чем единство. Грехопадение первых людей и началось с того, что о единстве с Богом забыли.

Адам существовал в куда менее эмоциональном мире, точнее же - его эмоции не носили столь специфически яркий характер, они были принципиально иными. Что есть яркие эмоции? Когда они конкурируют друг с другом.

В правильном, непадшем, "неразвёрнутом" внутри себя мире важнейшей основой психики, самым началом её является любовь не к самому себе, но к другому. Вовсе не случайно Христос самой первой заповедью назвал любовь не к самому себе, но к Богу: Αγαπἡσεις κύριον τον θεόν σου ἐν ὅλῃ τῇ καρδἱᾳ σου καἰ ἐν ὂλῃ τῇ ψυχῃ σου καὶ ὲν τῇ διανοίᾳ σου - "Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею" (Мф. 22:37, Мр. 12:30, Лк. 10:27). В греческом тексте стоит αγαπἡσεις - та любовь, которая способствует установлению духовного единства. Интересно, не позабыли и διανοίᾳ (размышление, мыслительная способность, разум, дух, образ мыслей, намерение). То есть, иными словами, сознательные установки.

Бог есть Абсолютно Иное человека, и в этом смысле - то же самое, поскольку абсолютно иные сходятся. По замыслу христианства, лишь любя Абсолютно Иное, человек начинает любить самого себя. Мы становимся людьми не конкурируя с другими, не возвышаясь материально, но приобщаясь к абсолютному, к вечным ценностям.

В этом смысле поставленная христианством задача не была выполнена. Собственно, христианство под этим углом никогда и не осмыслялось вовсе. В лучшем случае - как религия личного спасения. Знамо дело, стоять со свечкой и эпизодически исповедываться куда удобнее, чем заниматься государственным строительством по совершенно иному, противному природе цивилизационному принципу.

В сущности, самое основное - это поставленная главная задача, осмысление и осознанное достижение её. Всё равно, кто её выполнит, в каких общественных формах. Преодоление "разворачивания", той самой конкуренции.

Историческое призвание России - быть проводником, инициатором в мире иного, человеческого, а не животно-конкурентного типа развития. И всё равно, в каких формах это будет реализовано - социалистических, монархических. Если Россия будет выполнять свою всемирно-историческую роль, то ей будут даны (свыше) силы чтобы преодолеть все трудности. Если же наша страна станет копировать западный путь, отказываяю от основного своего предназначения, то её место займёт какая-то другая.
Tags: ecclesia, Восток-Запад, Россия, богословие, философия, христианство
Subscribe
promo kot_begemott август 8, 04:34 123
Buy for 50 tokens
Если можете, поддержите хотя бы немного. Номер карты Сбера: 4276 3800 5961 1900. Кошелёк Яндекса: 410011324008123 Счёт Paypal kot_begemot_@list.ru На счёт Яндекс-деньги: Помощь в любую сумму будет принята с благодарностью.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments