Две идеологии. Два смысла жизни
Последняя запись, "Рабство и армия" (точнее - комментарии к ней), показала что российское общество делится на две основные группы: те кто признает внеэкономическое принуждение, вообще обязательства перед другими, обществом, и кто не признает. Общество расколото именно по этому принципу. Отсюда и все баталии вокруг проблемы социализма.
Дело не в социализме как таковом, не в Сталине, и не в репрессиях... Вопрос стоит иначе, шире: для чего должен жить человек? Только для себя, или для других? По ответу на него все и делятся на соответствующие лагеря.
Отвергающие социализм - кто бы они не были, хоть супер-пупер православные - в конечном счёте отвергают обязательства перед другими. Если его предельно обнажить, сейчас вопрос стоит так: или ты за социализм - или за эгоизм. А можно и эдак: за сохранность общества - или за его распад.
Так что дискуссии вокруг социалистического прошлого шире, чем кажется на первый взгляд. В рамках таких дискуссий, на самом деле, артикулируется жизненная позиция. Если угодно, вскрывается самое ядро личности. Не связывайтесь с ругающими социализм, они хотят жить только для себя. Его и ругают только поэтому.
Здесь еще могут возразить, что, мол, жить для других, ставить общественное выше личного можно и при каком-либо другом авторитарном строе, скажем, при монархии. Все дело в том, что социализм уже был, он существует как данность. Он есть часть не только нашего исторического, но и нравственного бытия. Мы можем быть только с ним или против него.
Это как с пришествием Христовым: ну, конечно, прощать врагов и любить ближнего можно было и до, и вне Христа. Но Сын Божий уже приходил, так что поневоле определяться приходится по отношению к Нему. Наши отношения с Сотворившим Вселенную приобрели иное качество. Наступила новая жизненная парадигма.
Точно так же наступила новая парадигма после СССР: до него социализма не было. Теперь, если мы говорим "самоотверженность", "служение" и "долг", всегда будем иметь в виду социалистический уклад жизни. Без него уже невозможно. Нам, русским, не дает это понять лишь то, что мы слишком близко от него, а лицом к лицу лица не видать. До сих пор не понимаем, чем мы одарили жителей планеты.
Христос показал, как жертвовать собою ради ближнего. Россия распространила этот опыт на целое общество. Вот в чем суть Русской Идеи. Жить для других. Эта идея останется русской, даже если никогда не будет достигнута.
В обоих случаях мы признаем даже отрицая. Пленненные идеями абстрактного гуманизма и подсчитывающие количество "репрессированных", до сих пор не догадываются, что началась совсем другая эпоха - и это при несравнимости масштабов. Советский Союз точно так же распяли на кресте. И он точно так же воскреснет - совсем в другом, всепобеждающем качестве.
Мы можем жить или для других, или для себя. В первом случае мы уже социалисты. Непонятно только, почему многие связывают социализм обязательно с атеизмом. Атеистического социализма уже никогда не будет. Это сочетание выработало свой исторический потенциал, а социализм - нет. И не выработает уже никогда.
Добавить в Избранные Записи
Стать постоянным читателем